В настоящее время имеются случаи одностороннего отказа воздушного перевозчика от выполнения своих обязательств перед пассажиром по его перевозке в связи с так называемым овербукингом.
Овербукинг в сфере авиасообщения – продажа авиакомпанией большего количества билетов, чем мест в самолете. Самой распространённой причиной овербуккинга является желание авиакомпании увеличить прибыль и повысить экономическую целесообразность рейсов, так как по статистике, около 100% пассажиров отказываются от билетов менее чем за сутки до полета или же вовсе не приходят на рейс.
Права пассажиров, столкнувшихся с овербукингом, защищены Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральными авиационными правилами, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82. За нарушение требований законодательства у авиакомпании может наступить как гражданско-правовая и административная ответственность.
В настоящее время имеются случаи одностороннего отказа воздушного перевозчика от выполнения своих обязательств перед пассажиром по его перевозке в связи с так называемым овербукингом.
Овербукинг в сфере авиасообщения – продажа авиакомпанией большего количества билетов, чем мест в самолете. Самой распространённой причиной овербуккинга является желание авиакомпании увеличить прибыль и повысить экономическую целесообразность рейсов, так как по статистике, около 100% пассажиров отказываются от билетов менее чем за сутки до полета или же вовсе не приходят на рейс.
Права пассажиров, столкнувшихся с овербукингом, защищены Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральными авиационными правилами, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82. За нарушение требований законодательства у авиакомпании может наступить как гражданско-правовая и административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Важно знать, что согласно п. 76 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 227 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в том числе в случае: несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете.
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства (п. 228 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).
Отказ авиакомпании в посадке пассажира на рейс ввиду отсутствия мест в салоне самолета фактически является односторонним отказом от исполнения обязательств, который запрещен в силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ.
По смыслу статьи 15 ГК РФ за нарушение установленного запрета перевозчик (авиакомпания) обязан возместить пассажиру все причинённые такими действиями убытки.
Разногласия с пассажиром чаще могут быть решены за счет пересадки на другое воздушное судно, повышения класса обслуживания, начисления бонусов на карту лояльности или выплаты денежной компенсации на месте.
До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажир предъявляет перевозчику претензию (с приложением подтверждающих документов).
Перевозчик обязан в течение 30 дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 127.1 Воздушного Кодекса Российской Федерации).
Способ направления претензий, как правило, определен в правилах перевозок авиакомпаний и разъяснен на их официальных сайтах.
Если пассажир не согласен с ответом авиакомпании на претензию, то он имеет право обратиться в судебные органы для защиты своих прав путем направления искового заявления и подтверждающих документов.
Если потребителю отказано в перелете по имеющемуся билету, то перевозчиком нарушаются условия договора. В таком случае пассажир имеет право на возврат провозной платы, возмещение всех убытков (реального вреда и упущенной выгоды, морального вреда). Кроме того, в его пользу перевозчик обязан уплатить штрафы, предусмотренные действующим законодательством.