В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступила жалоба потребителя на ненадлежащую работу сервиса оплаты «Долями».
Заявитель сообщил, что при выборе товаров на сайте интернет-магазина, при выборе способа «Оплатить Долями» на странице оплаты, в момент совершения покупки, денежные средства списалисьс банковской карты, но покупка по неустановленным причинам отменилась, денежные средства на карту не возвращены.
Возможно, если покупатель оплатил заказ «Долями», но сделка не совершилась по причине отсутствия товара в наличии, то магазин должен сообщить сервису об этом, и последний обязан вернуть покупателю на карту списанный платеж в течение 14 дней. Точный срок возврата зависит от банка-эмитента карты и от платежной системы.
В связи с тем, что договор купли-продажи заключается с продавцом, то в случае каких-либо претензий необходимо письменно обратиться к нему, это позволит отследить получение корреспонденции.
Для того чтобы принимать взвешенное решение пользоваться сервисом оплаты покупок частями или нет, необходимо знать принцип работы данных сервисов.
BNPL (buy now pay later) переводится с английского так: покупай сейчас, плати потом. Работают сервисы оплаты частями (их ещё называют сервисами рассрочки) примерно одинаково.
Покупка через BNPL-сервисы происходит по следующему принципу:
- Человек заходит на сайт или в приложение интернет-магазина, выбирает товар и отправляет его в корзину.
- В качестве способа оплаты следует указать BNPL-сервис или «платить частями». Такая возможность покупки доступна не на всех торговых площадках.
- В случае одобрения сделки провайдером с карты списывается часть денег.
- Покупатель получает товар.
- Затем в течение оговоренного срока с карты списываются оставшиеся платежи.
Стоимость покупки разбивается на несколько равных частей. В момент покупки можно оплатить только первую часть. А остальные части будут автоматически списываться с карты с определённым интервалом, например раз в две недели. Таким образом, покупатель может не вносить всю стоимость сразу, а полностью рассчитывается за товар в течение нескольких месяцев. Например, если товар стоит 10 000 руб., то при использовании рассрочки за покупку нужно заплатить сначала 2 500 руб., а оставшиеся 7 500 руб. — позже. При этом продавец с помощью сервиса получает все деньги за покупку сразу.
Такую рассрочку обычно предлагают для одежды, обуви, некоторых видов бытовой техники, мебели, детских и спортивных товаров.
Важно!
До совершения покупки через BNPL-сервис необходимо ознакомиться с Правилами установленными сервисом, и размещенными на самих платформах BNPL-сервисов. Совершая покупку с помощью BNPL-сервиса, клиент автоматически соглашается на все условия. Важно внимательно читать договор и лишь после этого оформлять сделку.
Оплата может не проходить по разным причинам, в том числе при нарушении Правил, установленных сервисом. Вот самые частые:
- Пропущен платеж в текущем заказе. Если вы забыли внести деньги по действующему заказу в назначенный день, сервис может отказать в оформлении нового заказа;
- Предыдущий заказ не подтвержден магазином. Чаще всего подтверждение приходит почти сразу, но иногда бывают задержки, точный срок зависит от конкретного магазина. В этом случае можно дождаться подтверждения предыдущего заказа и повторить оформление следующей покупки;
- Уже есть два активных заказа. Одновременно может быть только два активных заказа. Чтобы оформить следующую покупку, по правилам сервиса иногда требуется внести всю сумму за любой предыдущий заказ досрочно;
- Превышен денежный лимит. В большинстве магазинов максимальная сумма для оплаты одного заказа «Долями» составляет 30 000 руб. — покупка дороже этой суммы может не пройти. Чтобы этого избежать, проверяйте стоимость товаров в корзине перед оформлением заказа;
- также сервисом может быть установлен лимит на все заказы: общая сумма всех покупок также не должна превышать определенной сервисом суммы. Стоимость новой покупки не должна превышать оставшийся лимит;
- банковская карта принадлежит другому человеку. Чаще всего сервисы устанавливают требование о том, что оплатить заказ можно только своей картой. ФИО в приложении «Долями» должно совпадать с ФИО владельца банковской карты, иначе появится сообщение об отказе.