На сегодняшний день все более распространенным становится приобретение товаров дистанционным способом. Нередко это позволяет значительно сэкономить время, а иногда и деньги. Но, к сожалению, с повышением востребованности данного вида деятельности, прослеживается тенденция к увеличению количества обращений.
Так 1 квартале 2023 года в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области поступило 65 обращений граждан на данную сферу деятельности, из которых 37 – в отношении покупок на маркетплейсе Wildberries. Следует отметить, что в 2022 году в отношении данного хозсубъекта поступило в общей сложности 45 обращений.
В основном суть обращений сводилась к вопросам возврата не подошедшего товара надлежащего качества или возврата товара с недостатками; нарушению сроков возврата денежных средств при возврате товара продавцу; взимание денежных средств в определенной сумме за возврат товаров ненадлежащего качества. Единичные обращения поступали на несоответствие характеристик товара, указанным на сайте; отсутствию товара в коробке. Большинство обращений содержали сведения о возникших между потребителем и хозяйствующим субъектом гражданско-правовых отношениях имущественного характера, в связи с чем заявителям разъяснены актуальные аспекты законодательства о защите прав потребителей и разъяснен алгоритм их действий в зависимости от сложившейся ситуации.
По нарушениям установленных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей в части: необоснованного отказа в возврате денежных средств за возврат товара надлежащего качества; не доведение до сведения потребителя достоверной информации о продавце и реализуемом товаре; по факту необоснованного отказа в отмене заказа и указания в ответе службой поддержки, что отменить заказ можно только после его получения – в отношении ООО «Вайлдберриз» в соответствии с нормами ФЗ-248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вынесено четыре предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» с указанием на необходимость их устранения.