Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённые приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82, устанавливают такие права и обязанности авиапассажиров
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённые приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82, устанавливают такие права и обязанности авиапассажиров
1) право на бронирование пассажирского места на определённую дату и рейс в авиакомпании;
2) право при оплате (оформлении) билета на получение следующей информации об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике:
- нормы бесплатного провоза багажа;
- предметы и вещи, запрещенные к перевозке;
- особые условия перевозки багажа;
- условия применения тарифа;
- правила перевозчика;
- варианты проезда до аэропорта отправления;
- место и время начала и окончания регистрации на рейс;
- требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- правила и порядок проведения предполётного и послеполётного досмотра пассажиров и багажа;
- условия обслуживания на борту воздушного судна;
- тип воздушного судна;
3) право на оформление авиабилета в электронном или бумажном виде на основании документа, удостоверяющего личность пассажира;
4) обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с разными видами контроля: таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным и т.д., а также к месту посадки на борт воздушного судна.
В случае задержки или отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки для пассажиров в пунктах отправления (промежуточных пунктах) перевозчик обязан сделать следующее:
- предоставить право пользования комнатой матери и ребёнка пассажиру с ребёнком в возрасте до 7 лет;
- предоставить возможность сделать два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время;
- разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное время;
- обеспечить доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда она предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организовать хранение багажа.
При добровольном отказе от услуг по перевозке пассажиру, уведомившему об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до начала перевозки, возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если она не была выполнена ни на одном участке, а также, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определён льготный срок (ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации). Если перевозка была выполнена частично, возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за её выполненную часть.
В случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до начала перевозки с пассажира удерживается сумма в размере не более 25% от суммы, уплаченной за всю перевозку, если она не была выполнена ни на одном участке, либо от суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки, если она не была выполнена частично.
В случае просрочки по доставке в пункт назначения авиапассажира перевозчик уплачивает штраф пассажиру в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации). Исключение составляет просрочка по доставке пассажира вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Для взыскания штрафа за нарушение сроков доставки авиапассажиров и грузов потребителю необходимо предъявить перевозчику (авиакомпании) претензию в письменном виде (ст. 126 Воздушного кодекса Российской Федерации). Её можно предъявить как в аэропорту отправления, так и в аэропорту пункта назначения.
В случае потери (повреждения) багажа потребителю также необходимо составить письменную претензию в адрес перевозчика, который обязан организовать розыск багажа немедленно после получения заявления. Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня с момента предъявления претензии, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора (отсутствие со стороны потребителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) служит основанием для возвращения судом искового заявления.