Всего за 2024г. в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Омской области поступило 8717 письменных обращений, из них по вопросам защиты прав потребителей поступило 3127 письменное обращение, что составляет 36 % от общего количества. По-прежнему превалирует число жалоб на нарушения прав потребителей в сфере услуг (2173), доля составляет 69%, в сфере розничной торговли (31%), в том числе через «Интернет» (36%).
В структуре полученных обращений в сфере защиты прав потребителей
на услуги в 2024г. преобладают жалобы в сфере:
- жилищно-коммунальных услуг (31%);
- услуг связи (18%);
- финансовых услуг (13%);
- бытовых услуг (4%);
- транспортных (4%);
- медицинских (4%);
- прочие (18%).
За отчётный период доля обращений, перенаправленных для
рассмотрения по подведомственности полностью или частично в иные органы, составила 33% (1029 обращение).
В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав.
Проведено 180 контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, из них 48 наблюдений за соблюдением обязательных требований, 132 выездных обследования, объявлено 563 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
По обращениям, в которых отсутствовали сведения о признаках нарушений обязательных требований в сфере законодательства о защите прав потребителей, а также информации о лице, кем были нарушены права, по итогам их рассмотрения были подготовлены разъяснения действующего законодательства, а также 415 образцов претензий и исковых заявлений; 76 обращений удовлетворены в досудебном порядке, потребителям заменены товары, устранены недостатки, возвращены денежные средства за некачественные товары (услуги) на сумму более 2532,5 т.р.
В постоянном режиме в Управлении проводится консультирование граждан по телефону и на личном приеме. При поступлении устных обращений потребителям оказывалась консультационная помощь, в том числе по составлению претензий в адрес торговых организаций, исполнителей услуг, по разъяснению потребителям их прав при приобретении товаров и услуг ненадлежащего качества.
В минувшем году было организовано 6 тематических горячих линий - они были посвящены вопросам цифровой маркировки товаров, качества и безопасности детских товаров, требованиям законодательства в сфере торговли продуктами питания, непродовольственными товарами, соблюдению прав потребителей в сфере услуг, дано 695 консультаций потребителям.
По устным обращениям даны необходимые консультации и, в случае
необходимости, разъяснялся порядок обращения в Управление письменно.
На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» (ГИР 3ПП), вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
В Управление Роспотребнадзора по Омской области за защитой нарушенных прав можно обратиться в электронном виде через официальный сайт, общественную приёмную, а также через сеть консультационных пунктов и центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Телефон для консультаций: 8(3812)25-34-25.