Управление Роспотребнадзора по Астраханской области информирует: что ситуации, указанной в вопросе, когда потребитель оставляет в камере (ячейке и т.п.) хранения магазина (места досуга) свои вещи, между ним и магазином возникают отношения, направленные на хранение вещей.
Управление Роспотребнадзора по Астраханской области информирует: что ситуации, указанной в вопросе, когда потребитель оставляет в камере (ячейке и т.п.) хранения магазина (места досуга) свои вещи, между ним и магазином возникают отношения, направленные на хранение вещей.
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности согласно ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размещение камер (ячеек и т.п.) хранения в торговом зале, ином помещении магазина (места досуга) и предложение оставлять потребителю в них вещи для хранения можно расценить как публичную оферту (ст. 437 ГК РФ), а сам договор – как публичный договор (ст. 426 ГК РФ). Размещение вещей в такой камере потребителем – как акцепт (ст. 438 ГК РФ).
При этом в такой ситуации можно считать договор заключенным с соблюдением простой письменной формы, т.к. как обычно потребитель получает номерной жетон с ключом от камеры (ячейки) хранения, что соответствует требованиям ст. 887 ГК РФ о форме договора хранения.
Таким образом, поскольку между сторонами заключается договор хранения, то магазин (местах досуга) как хранитель обязан обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах (ст. 891 ГК РФ).
Отсюда следует, что объявление о том, что магазин (место досуга) не несет ответственности за сохранность вещей, не соответствует закону и противоречит сути договора хранения, в то время как договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой – организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (ч. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
В описанной ситуации потребитель пользуется услугами по договору хранения для личных нужд (удобство посещения магазина или места досуга), следовательно, на отношения сторон распространяется действие Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, объявление об отсутствии ответственности за оставленные в камере хранения вещи незаконно, поскольку между потребителем и магазином (местом досуга) в этом случае заключается договор хранения, следовательно, хранитель (магазин и т.п.) обязан обеспечить сохранность вещей, оставленных потребителем в камере хранения, даже при условии безвозмездности договора.
Консультации по интересующим Вас вопросам можете получить по телефонам «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Астраханской области 33-15-02, 8-800-200-33-09 либо Консультативном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по Астраханской области, 33-98-97, а также в письменной форме (почтовый адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д.138 или по электронной почте: tu_rpn@astrakhan.ru )