1.Участие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в разработке, утверждении и реализации региональных программ по защите прав потребителей.
На территории Хабаровского края региональная программа по защите прав потребителей отсутствует.
Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю совместно с общественными объединениями по защите прав потребителей, начиная с 2007 года по 2013 год направляют проекты программы для рассмотрения Правительству Хабаровского края, которые до настоящего времени находятся в стадии рассмотрения. С 2012 по 2015 годы реализовывалось постановление Правительства Хабаровского края от 26.01.2012 № 9-пр «Об основных направлениях развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов». В 2015 г. рассмотрен проект комплексной краевой программы «Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае на 2016 – 2020 годы», в т. ч., включающей в себя раздел «Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг» из 10 основных мероприятий реализации подпрограммы, основная задача которых – повышение качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, а также доступности основных товаров, работ и услуг на потребительском рынке края.
Координатором программы определен Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края, который был ее разработчиком. Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю также приняло активное участие в разработке программы и представило обоснование концепции соответствия решаемой проблемы и целей защиты прав потребителей в Хабаровском крае приоритетным задачам социально-экономического развития региона. В частности, были внесены и в дальнейшем учтены предложения по показателям, позволяющим оценить ход ее реализации по годам. Однако распоряжением Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 года № 02 утверждены «Основные направления развития потребительского рынка в Хабаровском крае на 2016-2020 годы».
2.Координация деятельности по защите прав потребителей в субъекте Российской Федерации.
Координация деятельности по защите прав потребителей Управления, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и общественных объединений по защите прав потребителей осуществляется через Консультативный Совет по защите прав потребителей при руководителе Управления, организованный в 2007 году и утвержденный приказом от 08.06.2007 № 50.
В состав Консультативного Совета вошли представители министерства экономического развития края, управления внутренних дел, администрации города Хабаровска, общественной организации «Общество защиты прав потребителей города Хабаровска», Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей, Хабаровского регионального отделения общероссийского движения в защиту прав потребителей «Объединения потребителей России», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», отделения Дальневосточного ГУ Банка России по Хабаровскому краю, комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края. В соответствии с планом работы Консультативного Совета по защите прав потребителей при руководителе Управления в 2015 году проведено два заседания, на которых рассматривались вопросы обеспечения защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения, актуальные вопросы защиты прав потребителей с учетом вызовов экономической ситуации, складывающейся на потребительском рынке, в том числе по приоритетным направлениям, соблюдения Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предприятиями края.
Решения, принятые по итогам прошедших заседаний Консультативного совета по защите прав потребителей и результатам состоявшихся обсуждений включенных в его повестку вопросов, размещаются на сайте Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в режиме свободного доступа.
3.Реализация органами местного самоуправления полномочий по защите прав потребителей.
3.1. На территории Хабаровского края из 19 муниципальных образований в крае сохранен отдел защиты прав потребителей в г. Хабаровске со штатной численностью 5 специалистов, в 17 муниципальных районах и городе Комсомольск-на-Амуре функции защиты прав потребителей возложены на 18 специалистов сектора потребительского рынка.
3.2. За период 2015 года в органы местного самоуправления поступило и рассмотрено 1022 жалоб и обращений потребителей.
В структуре поступивших обращений основная часть - это услуги розничной торговли, жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, платные медицинские услуги, услуги транспорта, бытовые услуги и другие.
3.3 Проведено 8977 консультаций по вопросам защиты прав потребителей, из них дано 7014 разъяснения, оказана помощь в составлении претензий, исковых заявлений – 1963. В досудебном порядке возвращено потребителям 10021,4 тысяч рублей.
3.4. В суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) иски не подавались.
3.5.В суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) иски не подавались.
3.6. Извещений о выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) не направлялись.
3.7.Иное. Для реализации информационно-просветительских мероприятий и защиты прав потребителей специалистами использовались средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, Интернет-ресурсы). В 2015 году в средствах массовой информации (телевидение, краевое радио, районные, городские краевые газеты), на сайтах размещено 229 информаций по жилищно-коммунальным, финансовым, транспортным, туристским, бытовым услугам, услугам связи и другим.
Проведено 125 семинаров, «круглых столов», конференций для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке.
Принимали участие в проведении выездных информационных встреч с населением отдаленных сел, в ходе которых даны разъяснения и консультации в сфере защиты их прав в соответствии с действующим законодательством. Материалы этих встреч опубликованы в районных газетах.
Проведено два конкурса по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний среди молодежи края.
4. Деятельность территориального органа Роспотребнадзора по организации взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциаций, союзов).
4.1. Количество общественных объединений потребителей, осуществляющих свою деятельность на территории региона, наличие соглашений о взаимодействии с общественными объединениями потребителей.
На 01.01.2015 год в Хабаровском крае зарегистрировано в установленном порядке пятнадцать общественных организаций по защите прав потребителей, с которыми заключены соглашения о взаимодействии.
4.2 Мероприятия, направленные на защиту прав потребителей, проведенные в 2015 году совместно с общественными объединениями потребителей.
В соответствии с основными направлениями соглашений о взаимодействии проводились консультации, семинары, «круглый стол», конференции по вопросам применения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», соблюдению правил торговли, бытового обслуживания потребителей.
4.3. Итоги работы за 2015 год совещательного органа (Консультативный Совет по защите прав потребителей, и др.) созданного в целях обеспечения взаимодействия территориального органа Роспотребнадзора с общественными объединениями и организациями потребителей по вопросам защиты прав потребителей (количество проведенных заседаний, структура рассмотренных вопросов).
Руководители общественных объединений по защите прав потребителей принимали участие в двух заседаниях Консультативного Совета по защите прав потребителей при руководителе Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, в том числе: актуальные вопросы защиты прав потребителей с учетом вызовов экономической ситуации, складывающейся на потребительском рынке, в том числе по приоритетным направлениям.
В обсуждении указанных вопросов наряду с членами Консультативного совета активное участие приняли представители комитета потребительского рынка Правительства Хабаровского края, администрации города Хабаровска, Центрального банка РФ ГУ по Хабаровскому краю, специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», представители общественных организаций края и предприятий, оказывающих бытовые услуги населению.
Отдельным вопросом на заседании Совета заслушана информация о реализации полномочий по обеспечению защиты прав потребителей в сфере оказания бытовых услуг. Всеми выступающими была отмечена актуальность и действенность правоприменительной работы Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю и поставлены задачи на совместное сотрудничество в решении вопросов в сфере оказания бытовых услуг.
Обсуждение актуальных вопросов защиты прав потребителей подтвердило объективную необходимость дальнейшего взаимодействия всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей для обеспечения комплексного и системного подхода к принятию мер по защите нарушенного потребительского права граждан Хабаровского края. В этой связи особое значение в целях недопущения нарушения прав потребителей имеет превентивное внимание к проблемам в сферах приоритетных направлений (услуги ЖКХ, связи, финансовые, туристские) со стороны органов государственной исполнительной власти Хабаровского края, органов местного самоуправления, объединение усилий в области судебной защиты прав потребителей, информационно - просветительской деятельности.
На втором заседании рассмотрен актуальный вопрос о соблюдении Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предприятиями края. На заседании утвержден план работы Совета на 2016 год и внесены изменения в состав Консультативного Совета.
В работе Совета приняли участие представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, мэрии г. Хабаровска, Хабаровской краевой общественной организации «Мы – против курения», общественных объединений потребителей.
Члены Совета заинтересованно и всесторонне обсудили большой круг вопросов, представляющих взаимный интерес, проинформировали друг друга о наиболее актуальных аспектах проводимой работы, основных направлениях совершенствования и развития табачного законодательства, имеющихся проблемах в этой сфере.
С учетом состоявшейся дискуссии, в ходе которой участниками заседания были высказаны соответствующие предложения, было признано целесообразным максимально активизировать участие органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований в Хабаровском крае и общественных организаций по соблюдению норм законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Руководители общественных объединений по защите прав потребителей принимали участие в подготовке и проведении мероприятий к Всемирному дню защиты прав потребителей.
Принимали участие в проведении выездных информационных встреч с населением отдаленных сел, в ходе которых даны разъяснения и консультации в сфере защиты их прав в соответствии с действующим законодательством. Материалы этих встреч опубликованы в районных газетах.
4.4. Иное. Общественными организациями по защите прав потребителей в 2015 году проведено 720 консультации для потребителей, 7 семинаров.
Оказана помощь в составлении претензий и исковых заявлений 10, подано в суды 70 исковых заявлений в защиту прав потребителей.
В соответствии с инициативой Хабаровского регионального отделения Объединения потребителей России, Хабаровского регионального отделения партии "Единая Россия" 24 сентября 2015 года прошла Вторая потребительская конференция Хабаровского края на тему "Повышение качества товаров и услуг на региональных рынках".
В работе конференции приняли участие координаторы федерального партийного проекта "Знак качества" партии "Единая Россия", представители Объединения потребителей России, руководители общественных организаций по защите прав потребителей, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители органов законодательной и исполнительной власти края, муниципальных образований края, других организаций и средств массовой информации.
Цель конференции – консолидация усилий гражданского общества и государственных институтов по повышению качества жизни граждан, защищенности интересов потребителей, поддержке отечественных производителей, обмен мнениями между участниками рынка товаров и услуг, демонстрация позитивного опыта взаимоотношений между производителями и потребителями, поиск новых решений в регулировании добросовестных рыночных отношений.
Участники конференции утвердили резолюцией рекомендации, направленные на достижение поставленных целей, одобренные в ходе проведения конференции.
5. Деятельность территориального органа Роспотребнадзора по организации взаимодействия с иными федеральными органами власти.
5.1. Количество и структура совместных мероприятий по консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей – к Всероссийскому Дню правовой помощи детям Управлением совместно с Главным управлением министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО проведены консультации граждан по горячей линии.
5.2. Информация об участии в судебной защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей), инициированной иными федеральными органами исполнительной власти – участие не принимали.
5.3. Иные формы взаимодействия.
Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в соответствии с соглашениями взаимодействует с органами прокуратуры Хабаровского края, федеральными органами государственного надзора, органами власти края и органами местного самоуправления.
Всего специалистами Управления проведено совместно с органами прокуратуры 117 проверок (из них 86 с нарушениями) хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Специалисты Управления входят в состав рабочей группы при Правительстве Хабаровского края по реализации антикризисных мероприятий по направлению «Продовольственный и потребительский рынок», планом работы которой предусмотрены мероприятия по снижению негативного влияния кризиса на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае, рабочую группу при министерстве здравоохранения Хабаровского края по реализации антикризисных мер в сфере лекарственного обеспечения населения в Хабаровском крае, межведомственную рабочую группу по противодействию правонарушениям способствующим повышению цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию при прокуратуре края, межведомственную рабочую группу при прокуратуре Хабаровского края для координации совместных действий по противодействию преступлениям в сфере экономики, на заседаниях которых рассматриваются вопросы и вырабатываются предложения по эффективному применению федерального законодательства, законодательства Хабаровского края и мер по контролю за состоянием потребительского рынка и услуг.
Управление приняло участие - в заседании оперативного штаба края по урегулированию вопросов, связанных с временным приостановлением авиационного сообщения с Арабской Республикой Египет под председательством заместителя Правительства края;
- в заседании Общественного Совета при Мэре г. Хабаровска по теме «О ходе выполнения организациями г. Хабаровска мероприятий по выполнению Федерального Закона от 23.02.2013 № 15 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного и последствий потребления табака»;
- в рабочем совещании с представителями пресс-службы Правительства Хабаровского края по вопросу распространения на территории края печатной информационной продукции, направленной в адрес Управления Федеральной Службой в рамках национального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
- в совещании, проведенном министерством культуры Хабаровского края с представителями туристического бизнеса, по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей при оказании туристических услуг;
- в заседании коллегии при Мэре г. Хабаровска по вопросам:
- об итогах развития торговли и общественного питания за период 2011-2015 годы и перспективах развития до 2020 года,
- о выполнении комплексного плана развития предприятий пищевой промышленности за 2010-2015 годы и об основных направлениях развития на 2016-2020 годы.
В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей Управлением проведен круглый стол по вопросу «Об обеспечении защиты прав потребителей на здоровое питание». В обсуждении вопроса приняли участие представители Управления пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае, ООО «Независимый Экспертно-Сертификационный центр», Администрации города Хабаровска, ассоциации рестораторов г. Хабаровска, общественных объединений потребителей и непосредственно представители производителей продуктов питания, торговых предприятий г. Хабаровска;
В рамках реализации Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» взаимодействие осуществляется с УФНС России по Хабаровскому краю, министерством образования и науки края, Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением Росстандарта, отделением Дальневосточного главного Управления Центрального банка РФ, УМВД России по Хабаровскому краю, Управлением ФАС по Хабаровскому краю, Управлением Роскомнадзора по ДФО, Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю, Управлением Федеральной таможенной службы по Хабаровскому краю.
В органы прокуратуры Хабаровского края, федеральные органы государственного надзора, органы власти края и местного самоуправления направлена 41 информация по вопросам защиты прав потребителей.
6.Деятельность территориального органа Роспотребнадзора по организации взаимодействия с органами регионального государственного жилищного надзора.
6.1 Наличие или отсутствие соглашения о взаимодействии с органами регионального государственного жилищного надзора (жилищными инспекциями);
Соглашение о взаимодействии с Управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (до 01.12.2015 - Управлением государственного жилищного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края), осуществляющего государственный жилищный надзор в Хабаровском крае в сфере управления многоквартирными домами, не заключено.
6.2. Количество материалов проверок ГЖИ, переданных в территориальный орган Роспотребнадзора (всего) и послуживших основанием для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности (всего);
В Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю представлены для рассмотрения материалы проверок, проведенных Управлением государственного жилищного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в отношении 4-х ТСЖ и 2-х управляющих компаний, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, касающегося защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг. По данным материалам ТСЖ и управляющие компании привлечены Управлением к административной ответственности за представление недостоверной информации в платежных документах и введение в заблуждение потребителей относительно начисленной платы за жилищно - коммунальные услуги. Вынесено 6 постановлений о назначении административного наказания на сумму 73,5 тыс. рублей.
Пример. Согласно акту внеплановой, документарной проверки главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 05.02.2015 № 5 и расчета размера платы начислений за коммунальную услугу по водоотведению в отношении кв. № дома № по ул. Иртышская за период с августа по декабрь 2014 года, предоставленного ТСЖ «Олимп», установлено, что потребителю кв. № по ул. Иртышская д.№ в г. Хабаровске с августа 2014 года по декабрь 2014 года в нарушении ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Приложения № 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354), постановления Правительства Хабаровского края от 20.05.2013 № 127-пр неправомерно начислена плата за коммунальную услугу по водоотведению, потребленную на общедомовые нужды. Объем холодной воды, потребленный на общедомовые нужды, суммируется с объемом коммунальной услуги по водоотведению, потребленному на индивидуальные нужды и выставляется в счет-квитанции в графе «водоотведение». Таким образом, ТСЖ «Олимп» нарушен п. 17 Приложения № 2 Правил 354 согласно которому, при отсутствии общедомового прибора учета на водоотведение расчет объема потребленного коммунального ресурса рассчитывается в соответствии с формулой 15 Приложения № 2, где норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги предоставленной на общедомовые нужды умножается на площадь помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, полученный объем коммунального ресурса распределяется пропорционально занимаемой жилой или не жилой площади в многоквартирном доме. Норматив на водоотведение на общедомовые нужды, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 31.10.2012 № 388-пр, отменен постановлением Правительства Хабаровского края от 20.05.2013 № 127-пр с 1 июля 2013года. Соответственно, при выставлении жильцу квартиры № многоквартирного дома по ул. Иртышская в г. Хабаровске платежных документов для оплаты за коммунальную услугу по водоотведению, с учетом потребления на общедомовые нужды в сентябре 2014 года суммы 296,98 руб. вместо суммы 184,67 руб. (26,04 руб. х 7,092 м. куб), в октябре 2014года суммы 248,57руб., вместо 221,44 руб. (26.04 руб. х 8,504), в ноябре 2014 года суммы 199,94 руб., вместо 142,96 (26,04 х 5,49), размер платы по водоотведению неправомерен. Обман потребителя при начислении оплаты за водоотведение с учетом общедомовых нужд на коммунальные услуги является объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно акту внеплановой, документарной проверки главного контрольного управления Правительства Хабаровского края № 70 от 26.05.2015 в отношении ТСЖ «Старый адмирал» установлено, что в отношении потребителя, проживающего по адресу: п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района, ул. Станюковича, д., кв. допущен иной обман потребителя, а именно: в платежных документах «оплата за ЖКУ» за январь, февраль 2015года собственнику кв. д. по ул. Станюковича отдельно вынесена строка «Замена центр. ХВС» с установлением платы в размере 465,17 руб. Из содержания части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 следует, что система центрального ХВС, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Плата за указанные услуги по его обслуживанию входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме. На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии со ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества. В ходе проверки документов, подтверждающих принятие собственниками помещений решения о необходимости замены труб центрального ХВС и внесения данной строки в платежные документы не предоставлено.
Таким образом, выставлением платы отдельной строкой за услугу «Замена Центрального ХВС в платежных квитанциях «оплата за ЖКУ» за январь, февраль 2015 года в нарушение ч. 2 ст. 154, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, ТСЖ «Старый адмирал» допущен иной обман потребителя, ответственность за который предусмотрена ч. 1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6.3. Количество материалов проверок ГЖИ, переданных в территориальный орган Роспотребнадзора (всего) и послуживших основанием для обращения в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг – нет;
6.4. Количество материалов проверок ГЖИ, переданных в территориальный орган Роспотребнадзора (всего) и послуживших основанием для вступления в рассматриваемое судом дело для дачи заключения по делу – нет;
6.5. Количество возвратов обращений граждан, направленных территориальным органом Роспотребнадзора для рассмотрения в ГЖИ по компетенции.
В Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю продолжают поступать обращения на нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Так, из поступивших в Управление в 2015 году 3 051 обращения на нарушения прав потребителей, 897 (29,4%) составляют обращения, касающиеся вопросов предоставления жилищно-коммунальных услуг. При этом, Управлением 801 (89,3%) обращение перенаправлено для рассмотрения в Управление государственного жилищного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в пределах их компетенции.