Верховный Суд РФ признал за потребителями право проносить в аквапарк свою еду и напитки. Кроме того, по мнению ВС РФ, аквапарк обязан отвечать за сохранность вещей, которые клиенты оставляют в шкафчиках, а также обязан впускать даже тех клиентов, которые не согласны соблюдать или не понимают внутренние Правила пользования услугами аквапарка. Определение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2017 г. N 306-КГ17-12283.
Обстоятельства дела, при рассмотрении которого была высказана эта позиция, заключались в следующем.
Аквапарк, который как раз не гарантировал сохранность вещей и запрещал клиентам приходить со своей едой, в том числе в зону общепита, получил предписание Роспотребнадзора об исключении названных положений из своих Правил пользования услугами Аквапарка. Попытка оспорить предписание в суде провалилась. Суды трех инстанций единодушно сошлись в том, что указанные положения Правил пользования услугами незаконны:
- законодательство не предусматривает установление такого ограничения, как запрет на пронос напитка, для предоставления публичных развлекательных услуг населению. Значит, Аквапарк ущемляет права тех потребителей, которые пришли с билетами и с приобретенными вне парка продуктами и напитками, отдавая предпочтение тем, кто приобретает напитки и продукты на его территории. А ведь коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора;
- это же правило применяется и в отношении лиц, которые не понимают Правил (к таковым аквапарк пытался отнести иностранцев и недееспособных). Суд указал, что независимо от того, кто является посетителем Аквапарка (иностранное или недееспособное лицо), организация которая оказывает публичные услуги не праве отказывать в заключение публичного договора, только на основании того что они не понимают правил. И иностранные граждане, и недееспособные лица в равной степени обладают и пользуются всеми правами, предоставленными законодательством РФ;
- потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования не причиняла вред имуществу потребителя. А значит, оставляя на хранение личные вещи, клиент Аквапарка должен быть уверен, что обеспечена их сохранность и целостность на время предоставления услуги. Поэтому положения Правил о том, что Аквапарк не принимает на хранение вещи посетителей, а лишь предоставляет им в пользование персональные шкафчики, вследствие чего не несет ответственности за оставленные в них вещи, ущемляет установленные законом права потребителей.
Аквапарк пытался оправдаться тем, что, не пускает посетителей со своими продуктами питания исключительно в целях обеспечения эпидемической безопасности. Однако доказать этого не смог - суд посчитал, что напитки и продукты питания, реализуемые в зоне общепита аквапарка, клиенты все равно проносят в другие его зоны.
Судья Верховного Суда РФ, изучив кассационную жалобу Аквапарка, не увидела оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и отказала в передаче дела в Судебную Коллегию по экономическим спорам ВС РФ