Продажа товаров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет является удобным и востребованным способом приобретения товаров. Однако в данном случае у потребителя нет возможности непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. В связи с этим необходимо обратить внимание потребителей на некоторые важные аспекты.
В Российской Федерации купля-продажа товаров дистанционным способом регулируется, в частности: Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. №2300-1 (ст. 26.1), Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 612 от 27 сентября 2007 года и другими нормативно-правовыми актами.
Законом «О защите прав потребителей» (п.2 ст.26.1) на продавца возлагается обязанность предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Отсутствие данных о наименовании и местонахождении продавца усложнит или сделает невозможной процедуру предъявления покупателем претензии. Ввиду этого, до оформления заказа и оплаты заказа следует обратить внимание на полное наименование субъекта предпринимательской деятельности, его адрес (юридический и фактического местонахождения) и его основные регистрационные данные (ИНН – индивидуальный налоговый номер, ОГРН – основной государственный регистрационный номер). При совершении покупок дистанционным способом покупателю следует помнить о своих правах:
- Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней (абз. 1 п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).
- В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (абз. 2 п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).
Однако следует иметь в виду, что возврат возможен, если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца) – абз. 3 п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом.
- Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара (п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом).
- Особенностью дистанционной продажи является и то, что при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить уплаченную потребителем по договору денежную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (абз. 5 п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).
- Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона РФ "О защите прав потребителей". При наличии споров имущественного характера в случае неудовлетворения продавцом требований потребителя добровольно, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 17 Закона, защита нарушенных прав потребителей осуществляется судом.
Помимо этого обращаем внимание на запрет продажи дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом).
Также напоминаем, что ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В 2017 году этот день пройдет под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху» («Consumer Rights in the Digital Age»). В связи с этим Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области совместно с органами власти и образовательными учреждениями организуются мероприятия к этому дню, нацеленные на повышение уровня грамотности и правовой осведомленности граждан при совершении покупок в сети Интернет, а также на оказание консультационной помощи гражданам-потребителям.
В частности, в настоящее время наблюдается рост обращений граждан в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области по вопросам: несоответствия цены товара цене, действующей на момент оформления заказа; возврата некачественного товара и товара без соответствующих сопроводительных документов в интернет-магазин; отказа от товара до его передачи; возврата уплаченной за товар денежной суммы. В связи с участившимися случаями мошенничества при продаже товаров в сети Интернет настоятельно советуем гражданам проявлять бдительность до оформления и оплаты заказа: обращать свое внимание на репутацию сайта, внимательно изучить ссылку в окне браузера (злоумышленники часто подделывают ее) и связаться с администрацией магазина для выяснения информации о субъекте предпринимательской деятельности.