Роспотребнадзор
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей ГИС ЗПП
    • Справочник потребителя
    • Советы по здоровому питанию
    • Нормативные правовые акты
    • Информационно-аналитические материалы
    • Органы и организации в сфере защиты прав потребителей
    • Результаты проверок
    • Продукция, не соответствующая обязательным требованиям
    • Судебная практика
    • Новости
    • Для сотрудников
    • Версия для слабовидящих
    • Виртуальная приемная
    2025©Роспотребнадзор
    1. Главная
    2. Новости
    3. Федеральные
    • Федеральные
    • Региональные
    Теги
    Алкоголь Безопасность Дистанционная продажа Договор купли-продажи ЖКХ Информация Консультации Маркировка Мебель Нарушения Ненадлежащее качество товара Обращения граждан Общественное питание Пищевая продукция Потребитель Решение суда Розничная торговля Страхование Суд Табак Технический регламент Товар Торговля Туризм Финансовые услуги

    О защите прав потребителей от незаконных действий «коллекторов»

    28 июня 2016 г.

    Управление Роспотребнадзора по Пензенской области  информирует потребителей о том, что Государственной Думой РФ 21 июня 2016 года был принят резонансный закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (так называемый  «закон о коллекторах»).

    Законом урегулирован порядок взаимодействия взыскателей с должниками. Так, запрещаются действия, связанные с применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью; уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения; оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц и т.д.

    Предусмотрен и запрет на раскрытие сведений о должнике, долге и его взыскании и любых других персональных данных должника для неограниченного круга лиц, в том числе путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в (на) жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы должника.

    Запрещается звонить должнику чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Общее число телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, не должно быть более 2 раз в сутки; 4 раз в неделю; 16 раз в месяц. Личные встречи могут проводиться не более одного раза в неделю. Не допускается общение с должником ночью - с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные.

    Без личного согласия должника любая иная форма взаимодействия с взыскателем исключена. Равно как и общение коллектора с членами семьи должника, его родственниками, проживающими с ним лицами или соседями. Кроме того, коллекторы не смогут общаться с несовершеннолетними и недееспособными гражданами.

    При этом действие закона о коллекторах в обновленной редакции документа не будет автоматически распространяться на процедуру взыскания просроченной задолженности по ЖКХ, включая долги по оплате за водо-, тепло- и газоснабжение, электроэнергию и обращение с отходами.

    Актуальность рассматриваемого вопроса подтверждается проводимым Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области  анализом соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг.

    Одним из  показателей, характеризующим состояние законности на рынке финансовых услуг Пензенской области является рост обращений граждан о нарушении их прав. Если в 1 полугодии 2015г. доля обращений о нарушении прав потребителей микрофинансовыми организациями составляла  около 17 %, то в 1 полугодии  2016 г. уже более 75%.

    В 1 полугодии 2016г. в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области  поступило 73 обращений   в сфере финансовых услуг, в том числе на действия  страховых компаний-18; банков  и  микрофинансовых  организаций  по вопросу законности передачи задолженности  по  кредитам (займам)  коллекторским  агентствам 55.

    В результате рассмотрения Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области  данных обращений потребителям были направлены разъяснения, кроме того обращения были  перенаправлены в УМВД Пензенской области, в Отделение ЦБ РФ Пензенской области  и  в Управление Роскомнадзора по Пензенской области для принятия мер в пределах их компетенции. При анализе договоров  в ходе рассмотрения обращений потребителей выявляются случаи, когда потребители лишены возможности запретить уступку прав (требований). Условия таких договоров признаются ущемляющими права потребителей. При выявлении такого рода нарушений прав заемщиков Управлением принимаются меры административного воздействия по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

    Кроме того, большое количество граждан в своих заявлениях просят привлечь к ответственности неизвестных лиц, которые звонят по телефону с угрозами, требуют возврата задолженности по кредиту перед банком.

    В соответствии с предоставленными полномочиями органы внутренних дел (полиции) могут  рассматривать указанные заявления граждан и принимать  меры  при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.57 КоАП РФ. 

    На основании вышеизложенного, если существуют факты угроз и других незаконных действий, допускаемых «коллекторами» в отношении заемщика необходимо незамедлительно направлять обращения в правоохранительные органы с указанием наименования «Коллекторов».

             Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области продолжена работа по защите прав потребителей финансовых услуг.

     

     

    Теги: #Коллекторская деятельность
    Президент России
    Правительство России
    Роспотребнадзор
    Открытое Правительство
    Госуслуги
    ФБУЗ ФЦГиЭ
    Пожелания и предложения по работе портала ГИС ЗПП просим направлять на адрес zpp@gsen.ru