В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, прошедшего в этом году под девизом «Исключить антибиотики из меню» Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в соответствии с утвержденным планом проведены различные мероприятия на территории области, направленные на содействие правовому просвещению граждан в области защиты прав потребителей, популяризацию среди граждан знаний о принципах рационального и полноценного питания, формирование приверженности к здоровому образу жизни.
Наиболее актуальные вопросы защиты прав потребителей и тематика Всемирного дня прав потребителей были освещены в региональных средствах массовой информации. Проведены различного рода консультации для потребителей и предпринимателей в рамках «прямых линий», «круглых столов», посвященных вопросам здорового питания.
Так, специалистами Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» проведен «круглый стол» на тему: «Актуальные проблемы, связанные с качеством пищевой продукции», в работе которого приняли участие службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, службы ветеринарии, Управления Россельхознадзора, Межведомственная ветеринарная лаборатория, общественные организации по защите прав потребителей, местные товаропроизводители и представители розничной торговой сети г. Иркутска.
На практической конференции, прошедшей в Администрации Иркутского района представители Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, производители мясной, молочной и хлебобулочной продукции, розничных торговых предприятий обсудили вопросы соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о защите прав потребителей.
Также по всей области специалистами по защите прав потребителей Управления совместно со специалистами консультационных пунктов ФБУЗ и специалистами органов местного самоуправления проведены семинары с представителями хозяйствующих субъектов.
В г.Усть-Куте совместно с органами местного самоуправления, представителями предприятий пищевой промышленности, продавцами и потребителями проведен «круглый стол», в ходе которого были обсуждены требованиях Технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию; правила приобретения продуктов питания.
В г.Усть-Илимске совместно с Администрацией г.Усть-Илимска проведен «круглый стол» с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по производству животноводческой продукции на территории г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района, в рамках которого обсуждены вопросы использования антибиотиков в животноводческой продукции; основные положения технических регламентов Таможенного союза на продовольственные товары.
В г.Братске, г. Нижнеудинске и в Заларинском районе проведены семинары с представителями бизнес сообщества по вопросам качества и безопасности продуктов питания.
В целом на территории Приангарья организовано и проведено 38 тематических «горячих линий», в ходе которых консультации получили 356 жителей Иркутской области. Кроме того, во всех территориальных отделах Управления и филиалах ФБУЗ в марте проведены «дни открытых дверей», тематическое консультирование по вопросам защиты прав потребителей. Потребителей чаще всего интересовали вопросы о финансовых, туристских услугах, о том, какие они имеют права в случае приобретения товаров ненадлежащего качества, вопросы о порядке предъявления претензий, сроках удовлетворения требований о возврате денег или замене некачественных товаров и ответственности продавца в случае невыполнения этих требований.
В период проведения месячника по защите прав потребителей специалистами консультационного центра и пунктов оформлены тематические информационные стенды, подготовлено тематические материалы (памятки, брошюры) на актуальные темы, такие, как: «Антибиотики в продукции животноводства», «О вреде Фаст-Фуда», «Методы обработки продуктов», «Вред и польза антибиотиков», «Единый знак обращения продукции», «Что скрывается под маркировкой «Е», «ГОСТ и ТУ консервированной продукции», «Права потребителей при оказании услуг общественного питания», «Здоровое питание – путь к здоровью, красоте и долголетию» и др.
В целях изучения основ законодательства о защите прав потребителей, формирования правовой культуры среди учащихся школ, гимназий, лицеев, техникумов, студентов ВУЗов во всех городах и районах области проведены факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары по разъяснению и применению на практике потребительского законодательства. Всего проведено 86 просветительных мероприятий в учебных учреждениях области.
В г. Ангарске и Ангарском районе сотрудниками территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и консультационного пункта ФБУЗ был проведен конкурс рисунков среди детей, целью которого явилось выявление наличия у детей знаний о здоровой и вредной еде. Детям было предложено нарисовать полезные и вредные для здоровья продукты. Анализ проведенного конкурса рисунков показал, что дети младшего школьного возраста четко осознают разницу между полезной и вредной пищей, обладают минимальным набором знаний о правильном и здоровом питании.
В 11 районах области проведено анкетирование населения по актуальным вопросам защиты прав потребителей. Опросы проводились в общеобразовательных школах, учебных заведениях, торговых центрах, библиотеках, территориальных отделах Управления и филиалах ФБУЗ, всего опрошено 1717 респондентов. Анкетирование граждан проводилось с целью установления уровня правовой грамотности потребителей, а также выявления мнения респондентов относительно эффективности реализации различных форм защиты и привлечения внимания граждан к теме Всемирного дня защиты потребителей.
Анализ анкетирования показал, что среди опрошенных 57% не соблюдают правила здорового питания, 33% респондентов слышали о том, что антибиотики применяются в сельском хозяйстве для стимуляции роста и в качестве превентивных мер защиты от болезней, 67% - не знали об этом. На вопрос в анкете «Знаете ли Вы о том, что правильное питание является непременным условием хорошего здоровья» - 85% из числа опрошенных ответили «Да».
Ежедневно употребляют овощи и фрукты 92% респондентов, 18% - употребляют реже.
На вопрос «Знаком ли Вам порядок действий потребителя в случае приобретения товаров ненадлежащего качества» 56% ответили «Да» и 44% - «Нет».
При подписании договора с организацией 44,7%, среди опрошенных внимательно изучают его условия до подписания, 40,8% - читают, но не всегда, 14,5% - читают редко.
55% респондентов встречаются с нарушением своих прав в торговле, 21% - при оказании услуг ЖКХ; 14% - при оказании финансовых услуг; 10% - иное.
При покупке продовольственных товаров всегда проверяют сроки годности 65,6%, 34,4% - не обращают внимание на сроки годности.
В случае приобретения некачественных товаров либо оказания услуг ненадлежащего качества - 37,9% пытаются договориться и найти компромисс; никуда не обращались за защитой своих прав 10,2%; за помощью специалистов и юристов при этом обращаются 15%; в организации по защите прав потребителей – 23%; в судебные органы - 13,9%.
На вопрос «Каким образом необходимо улучшить просветительскую работу по вопросам защиты прав потребителей?» - 20,4% ответили, что необходимо ввести дисциплину в школьную программу, 25,1% считают, что необходимо проводить общественные акции с разъяснением прав потребителей и 54,5% - размещать больше информации в СМИ.
В целом анализ анкетирования показал, что потребителям приходится часто сталкиваться с нарушением их прав, однако отстаивать свои права самостоятельно многим не удается, поскольку они не обладают достаточной правовой информацией, самыми эффективными способами защиты прав потребителей считают обращение с жалобами в контролирующие органы и с исками в судебные органы.
Необходимо отметить, что проведенные мероприятия показали необходимость проведения постоянной широкомасштабной работы среди населения по формированию правовой потребительской культуры поведения, а эффективность подобных мероприятий зависит от консолидации всех заинтересованных органов государственной и муниципальной власти и гражданского общества в целом.