В Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) организована работа по приему телефонных звонков и консультированию населения и организаций по вопросам деятельности Управления.
В апреле 2025 года на горячую линию обратилось 111 человек (в марте 2025 года - 65).
По фактам нарушения прав потребителей обратилось 111 человек (в марте 2025 года - 62). Обращения касались вопросов нарушения прав потребителей в сфере:
- розничной торговли непродовольственными товарами - 59,
- розничной торговли продовольственными товарами - 8,
- розничной торговли товарами, в случае заключения договора с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения) - 16,
- оказания услуг общественного питания - 1,
- оказания транспортных услуг (воздушным транспортом) - 1,
- оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств - 1,
- бытового обслуживания населения - 8,
- оказания услуг ЖКХ - 4,
- долевого строительства жилья - 2,
- банковской деятельности - 1,
- оказании услуг в страховой сфере деятельности - 1,
- оказания платных юридических услуг -1,
- оказания образовательных услуг - 1,
- прочих видов деятельности - 7.
Граждане имеют право обращаться в Управление лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Работа с обращениями проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Также территориальные органы Роспотребнадзора могут быть привлечены судом к участию в деле, или вступить в дело по своей инициативе, или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:
- обращение в суд с иском или заявлением (ст. 4, 46 ГПК РФ);
- участие в деле для дачи заключения по делу (ст. 47 ГПК РФ).
Управление в пределах своей компетенции вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий, а в случаях неоднократного или грубого нарушения прав потребителей - о ликвидации такого хозяйствующего субъекта.
Основанием для обращения органов Роспотребнадзора в защиту определенных потребителей (потребителя) являются положения ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей».
Заключение органа Роспотребнадзора для суда не носит обязательный характер. Вместе с тем, если суд не согласился с данным заключением, он должен подробно мотивировать свое несогласие в решении. Судебная практика показывает, что заключение органов Роспотребнадзора по делам в сфере защиты прав потребителей часто имеет определяющий для разрешения дела по существу характер.