В течение 1 квартала 2025 г. Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области проведено 10 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при выявлении индикаторов риска, установленных в отношении оборота табачной и никотинсодержащей продукции (утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.09.2023 г. № 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей»).
В течение 1 квартала 2025 г. Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области проведено 10 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при выявлении индикаторов риска, установленных в отношении оборота табачной и никотинсодержащей продукции (утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.09.2023 г. № 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей»).
Из общего объема поступивших сведений о выявлении индикаторов риска по различным товарным группам маркированной продукции подавляющее большинство касались участников оборота табачной и никотинсодержащей продукции, что составило 45,9% от сработавших индикаторов риска. Выбор вида контрольных (надзорных) мероприятий определен в зависимости от особенностей сработавших индикаторов риска.
Внеплановые мероприятия проведены без предварительного уведомления контролируемых лиц после согласования их проведения прокуратурой Пензенской области. Наиболее результативными стало проведение 9 мониторинговых закупок, при которых сначала осуществлялся эксперимент, то есть закупка табачной и никотинсодержащей продукции до объявления о проверке, и в дальнейшем - инструментальное обследование реализуемой продукции.
Указанные контрольные действия в совокупности позволили получить объективные данные о систематическом характере несоблюдения участником оборота требований цифровой маркировки, в том числе разрешительного режима на кассе. Доля табачной и никотинсодержащей продукции с нарушениями составила 21% от проверенного объема. К наиболее часто фиксируемым нарушениям относятся: - реализация товаров без маркировки (средства идентификации полностью отсутствовали), - нарушения установленного порядка маркировки средствами идентификации, - нарушения порядка представления участниками оборота информации об обороте товаров оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Так, например, на основании выявления в конкретном торговом объекте г. Пензы индикатора риска, который срабатывает по факту подозрительно низкого количества проданной табачной продукции (менее 50% в сравнении со средним объемом реализации указанной продукции иными объектами в населенном пункте), что с высокой степенью вероятности указывает на ситуацию, когда, во-первых, продукция фактически реализуется, но на ней нет маркировки, или другой вариант - сведения в ГИС МТ о выводе из оборота не передаются, не используется корректно настроенное оборудование для считывания кодов, сопряженное с ККТ и т.д., проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие – мониторинговая закупка. При осуществлении контрольного (надзорного) действия – эксперимента, должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пензенской области приобретена никотинсодержащая продукция -жидкости для электронных систем доставки никотина TRAVA, на которых отсутствовала маркировка средствами идентификации в формате Data matrix.
В ходе осмотра обнаружено нахождение в обороте другой никотинсодержащей продукции в ассортименте без обязательного наличия средств идентификации. Указанная продукция без маркировки на общую сумму более 11 тысяч рублей изъята из оборота, составлен протокол по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ, который направлен в суд для привлечения виновного участника оборота к административной ответственности и принятия решения о конфискации продукции, находившейся в нелегальном обороте. Всего составлено 15 протоколов об административных правонарушениях, в том числе 6 - по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ, 1 - по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, 1 - по ч.1 ст. 14.53 КоАП РФ, 7 – по ст. 15.12.1 КоАП РФ.
Одним из инструментов сокращения объема нарушений в сфере цифровой маркировки, является проведение широкомасштабной работы по информированию участников оборота о требованиях обязательных требований, о правилах работы в ГИС МТ для обеспечения полной и своевременной передачи сведений оператору информационной системы, а также о вступлении в силу новых нормативных правовых актов, регулирующих оборот маркированной продукции.
По результатам осуществления мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами посредством проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований Государственной информационной системы мониторинга товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области применены меры профилактики в виде объявления 25 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований цифровой маркировки при реализации табачной и никотинсодержащей продукции.
Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области продолжается проведение контроля за оборотом табачной и никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.