Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в 2015 году по досудебному урегулированию вопросов защиты прав потребителей проходила по следующим приоритетным направлениям: развитие и совершенствование системы информирования населения о способах и методах защиты прав потребителей, в том числе в муниципальных образованиях республики через консультационные пункты для потребителей в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований к продавцам, изготовителям и исполнителям, обучение предпринимателей основам законодательства в сфере защиты прав потребителей, консультирование специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей.
Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в 2015 году по досудебному урегулированию вопросов защиты прав потребителей проходила по следующим приоритетным направлениям: развитие и совершенствование системы информирования населения о способах и методах защиты прав потребителей, в том числе в муниципальных образованиях республики через консультационные пункты для потребителей в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований к продавцам, изготовителям и исполнителям, обучение предпринимателей основам законодательства в сфере защиты прав потребителей, консультирование специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения обращений в Управлении осуществляет работу общественная приемная, в рамках которой проводится досудебное урегулирование конфликтов между потребителями и продавцами (исполнителями услуг) по рассмотрению жалоб с приглашением обеих сторон.
Общественная приемная организована в соответствии с приказом руководителя Управления от 28 апреля 2007 года № 66. Прием граждан в общественной приемной осуществляется ежедневно: понедельник – четверг с 15 до 18 часов, пятница с 15 до 16 часов 30 минут по утвержденному графику, ведется журнал учета обращений. День работы Общественной приемной закреплен за конкретным структурным подразделением. Ежемесячно в первый и третий понедельник месяца руководители общественных организаций по согласованию приглашаются на прием граждан. Информация о работе общественной приемной размещена на официальном сайте Управления в разделе «Об Управлении/общественная приемная».
В 2015 году проведено 58 заседаний Общественной приемной. Количество проведенных заседаний увеличилось по сравнению с прошлым годом на 38% (2014 г. – 42), в том числе с участием представителей хозяйствующих субъектов. В целях активизации работы Общественной приемной проводятся публикации на сайте Управления о режиме работы и результатах деятельности Общественной приемной по досудебному урегулированию потребительских споров.
По результатам рассмотрения обращений граждан в общественной приемной составлено 6 протоколов об административном правонарушении: по ст. 14.15 КоАП РФ –1, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ – 4, ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ –1.
Потребителям даны консультации по алгоритму действий в конкретных ситуациях, в случаях необходимости оказана помощь в составлении претензий.
Руководитель Управления ведет прием граждан в Общественных приемных: Общественно – политического центра, партии «Единая Россия»,президента Российской Федерации В.В. Путина.
В 2015 г. принято 4 гражданина в Общественной приемной Общественно – политического центра и 7 граждан в приемной Президента Российской Федерации в г. Йошкар – Оле. Всем обратившимся даны разъяснения действующего законодательства.
В 2015 году Управлением уделено большое внимание гражданско – правовой защите нарушенных прав потребителей на основе сочетания мер административной и гражданско – правовой ответственности.
За отчетный период Управление в порядке ст.47 ГПК РФ и ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» 69 раз (2014 г. – 72, 2013 г. – 68) привлекалось к участию в суде для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (рис.6), в том числе:
• 23(2014 г. – 25, 2013 г. – 17) – в сфере торговли,
• 19(2014 г. – 24, 2013 г. – 32) – в сфере долевого строительства жилья,
• 15(2014 г. – 8, 2013 г. – 8) – в сфере оказания бытовых услуг,
• 4 (2014 г. –9, 2013 г. –7) – по искам граждан в сфере финансовых услуг,
• 2 (2014 г. – 3) – в сфере техобслуживания и ремонта автомототранспортных средств,
• 2 (2014 г. – 2, 2013 г. – 2) – в сфере оказания туристских услуг,
• 2 – в сфере предоставления жилищно – коммунальных услуг,
• 1 – в сфере оказания транспортных услуг,
• 1 – прочие услуги.
Из них удовлетворено 68 исковых требований (2014 г. – 65), в том числе:23 – в сфере торговли, 19 – в сфере долевого строительства жилья, 15 – в сфере бытового обслуживания, 3 – в сфере финансовых услуг, 2 – в сфере техобслуживания и ремонта автомототранспортных средств, 2 – при оказании туристских услуг, 2 – в сфере предоставления жилищно – коммунальных услуг, 1 – в сфере оказания транспортных услуг, 1 – прочие услуги.
Всего в пользу потребителей взысканы денежные средства на общую сумму 5743,7 тыс. руб., из них – 2132 тыс. руб. в сфере долевого строительства жилья, 1349 рублей в сфере розничной торговли.
Удельный вес судебных решений вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия в целях дачи заключения по делу – 98,6 % (2014 г. – 90,3 %).
Число заключений, данных в судах в целях защиты прав потребителей, на 100 тыс. населения составляет 10,04 (2014 г. – 10,4; 2013 г. – 9,1).
В 2015 году даны заключения по делам о защите прав потребителей:
• в сфере торговли – 23, что составляет 33,3 %,
• в сфере долевого строительства жилья – 19 (27,5 %),
• в сфере оказания бытовых услуг – 15 (21,7 %),
• по искам граждан в сфере финансовых услуг – 4 (5,8%),
• в сфере техобслуживания и ремонта автомототранспортных средств – 2 (2,9 %),
• в сфере оказания туристских услуг – 2 (2,9 %),
• в сфере предоставления жилищно – коммунальных услуг – 2 (2,9 %),
• в сфере оказания транспортных услуг – 1 (1,4 %),
• прочие услуги – 1 (1,4 %).
Управлением подано в суд 4 иска в защиту прав конкретных потребителей, в т.ч.: 3 – при продаже товаров ненадлежащего качества, 2 – при оказании бытовых услуг населению. Взыскано денежных средств в пользу потребителей на сумму 108 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда на сумму 5 тыс. руб.
В 2015 г. продолжена работа по защите прав неопределенного потребителей. Подано 11 исков о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей, из них при продаже продовольственными товарами – 7, при продаже товаров промышленной группы – 1 и при предоставлении жилищно – коммунальных услуг – 3.