В преддверии Всемирного дня потребителей, который традиционно отмечается 15 марта, состоялась пресс-конференция в пресс-центре газеты «Областная».
Спикерами стали Анастасия Старостина – заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, Анна Стельмах – начальник отделения защиты прав потребителей консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», а также Виктор Низовцев – президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей.
В 2025 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом – «Справедливый переход к устойчивому образу жизни».
Цель проведения всемирного дня заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с защитой прав потребителей, повысить уровень грамотности и информировать граждан о механизмах государственной и общественной защиты их интересов.
«Специалистами Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в сфере защиты прав потребителей 2024 году проведено 178 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия, 389 выездных обследований без взаимодействия с контролируемыми лицами, а также 743 наблюдения за соблюдением обязательных требований по маркировке товаров в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак». Кроме того, в отношении виновных лиц за нарушение требований законодательства вынесено 186 постановлений о назначении административных наказаний, рассмотрено судами 62 административных дела. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 636,5 тысяч рублей», - отметила Анастасия Старостина.
Также Управлением проведено 2592 профилактических мероприятия, в том числе:
- 835 мероприятий по информированию контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований
- 416 консультирований контролируемых лиц
- объявлено 1059 предостережений о необходимости соблюдения обязательных требований
- проведено 282 профилактических визита.
Большая работа проводится по рассмотрению обращений граждан. Так, за прошедший год рассмотрено 4536 обращений в сфере защиты прав потребителей:
- 52% - это нарушения в сфере розничной торговли продовольственной и промышленной групп товаров (продовольственные товары – 33,8%, приобретение товаров через интернет – 22%)
- 48% - вопросы, связанные с оказанием различных услуг (услуги связи – 22,4%, бытовые услуги – 13%, деятельность на финансовом рынке – 11,7%).
Среди обращений связанных с покупкой товаров дистанционным способом чаще всего поступают жалобы на нарушение сроков поставки оплаченного товара, поставку товаров, не соответствующих заказанным, а также поставку некачественных товаров.
Значительное число жалоб, поступивших в Управление в 2024 году связанно с нарушениями хозяйствующими субъектами ограничений при торговле табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией:
- продажа табачных изделий с открытой выкладкой и демонстрацией в торговом зале
- отсутствие прейскуранта на реализуемые табачные изделия и никитинсодержащую продукцию
- продажа табачных изделий вблизи образовательных учреждений
- продажа табачных изделий дистанционным способом.
По результатам рассмотрения обращений специалистами даны разъяснения норм действующего законодательства, также оказано содействие в подготовке проектов исковых заявлений для обращения в суд.
Напомним, что с 10 по 21 марта 2025 года Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» проводится тематическая «горячая линия» по защите прав потребителей.
Телефоны «горячей линии»: 8(3952) 259-830, 8(3952) 22-23-88. Режим работы с 09:00 до 17:00 часов в рабочие дни.
Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (круглосуточно).
Специалисты проконсультируют граждан по вопросам приобретения товаров и услуг, по решению вопросов защиты прав потребителей в различных жизненных ситуациях.