Анализ поступающих в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области жалоб на деятельность управляющих компаний по оказанию коммунальных и жилищных услуг свидетельствует об имеющихся проблемах.
Введенное с 1 мая 2015 года обязательное лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусматривало упорядочение деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг.
Между тем, анализ поступающих в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области жалоб на деятельность управляющих компаний по оказанию как коммунальных, так и жилищных услуг свидетельствует об имеющихся проблемах.
Так, за 2015 год в Управление и его территориальные отделы поступило 1526 обращений по вопросам качества предоставления ЖКУ, в т.ч. после 01.05.2015 - 936 обращений (61,3%).
193 жалобы (12,6%) о бездействии управляющих компаний по выполнению своих договорных обязательств были направлены для рассмотрения в органы местного самоуправления.
1015 обращений (66,5% всех поступивших обращений) направлено для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области (ГЖИ РО), из них после 01.05.2015 – 574 (56,5%).
Обращает на себя внимание то, что среди обращений, направленных как в ГЖИ РО, так и в органы местного самоуправления, было 83 жалобы на неудовлетворительное техническое содержание жилищного фонда и качество проведенного капитального ремонта, в т.ч. за счет средств собственников помещений, а также отказ управляющих компаний в организации его проведения.
129 обращений (22,5%), направленных в ГЖИ РО после 01.05.2015 составляли жалобы на несвоевременную ликвидацию аварий на внутридомовых инженерных сетях, замачивание фундаментов с ухудшением их несущих способностей, плохую работу вентиляционных систем, появление на стенах квартир плесени.
Большинство обращений составляли жалобы на несоблюдение критериев качества предоставления населению коммунальных услуг (перебои в подаче воды, электроэнергии, газа, несвоевременное начало отопления) и начисления платы за них. Всего по данным нарушениям направлено в ГЖИ РО 367 жалоб, за период с 01.05.2015 - 181 жалоба (31,5%).
Только 318 жалоб (20,9%) содержали сведения о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Обращения граждан на нарушения санитарного законодательства можно разделить на две группы:
- нарушения в сфере оказания жилищных услуг: допущение захламления, затопления, загрязнения мест общего пользования; несвоевременное и некачественное проведение мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний (дезинфекция, дезинсекция, дератизация); непринятие мер по устранению неисправностей в системах мусороудаления, оборудованию и содержанию мест временного хранения ТБО; допущение эксплуатации внутридомовых систем водоснабжения, отопления, лифтового хозяйства с уровнем шума, превышающим нормативы;
- нарушения в сфере оказания коммунальных услуг, а именно, неудовлетворительное качество холодной и горячей воды, отопления.
Управлением так же принимались к рассмотрению обращения, содержащие сведения о нарушениях в начислении платы за ЖКУ, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ (обман потребителя). Всего по результатам рассмотрения жалоб на управляющие компании и их должностных лиц было наложено 123 штрафа на общую сумму 754 тыс. рублей. В адрес руководителей управляющих компаний направлены предписания об устранении нарушений либо представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.