Защита прав потребителей при оказании финансовых услуг является приоритетным направлением Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия. По сравнению с 2014 годом количество обращений с жалобами на оказание услуг на финансовом рынке возросло на 14 %. В 2015 году в адрес Управления на деятельность организаций на финансовом рынке поступило 545 обращений от граждан и органов государственной власти, из которых письменных - 36%, устных - 64%. Обращения в сфере банковской деятельности составляют 59%, страховой деятельности - 39% и микрофинансовой деятельности - 2%.
По всем устным обращениям потребителям даны консультации и разъяснения действующего законодательства. По 80 письменным обращениям дано разъяснение законодательства при оказании услуг на финансовом рынке, по 15 обращениям подготовлены проекты исковых заявлений для потребителей, 53 обращения, которые не относились к компетенции Роспотребнадзора, перенаправлены для рассмотрения по подведомственности в Национальный банк Республики Бурятия, в Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия.
На основании 14 письменных обращений в отношении кредитных организаций проведено 15 внеплановых проверок. По выявленным нарушениям законодательства в сфере защиты прав потребителей составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении, кредитные организации привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафов. Административные дела по 4 кредитным организациям находятся в производстве.
Постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении 2-х кредитных организаций, были обжалованы в Арбитражный суд г. Москвы и Арбитражный суд Республики Бурятия соответственно.
Решениями Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2015 года и Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 октября 2015 года в удовлетворении жалоб банкам было отказано, постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятии оставлены без изменения.
В связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, по результатам проверки Управлением в отношении банка вынесено предписание об устранении нарушения. Предписание банком было обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июля 2015 года в удовлетворении жалобы было отказано, предписание Управления оставлено без изменения. Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Бурятия, банк обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд. Решением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 28 сентября 2015 года в удовлетворении жалобы отказано. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия оставлено без изменения. В настоящее время банком предписание Управления исполнено, в условия договоров внесены изменения путем исключения условий, ущемляющих права потребителя, а именно право банка на изменение тарифов в одностороннем порядке.
На основании 12 письменных обращений подготовлены и направлены в суд исковые заявления в защиту прав потребителей. По результатам рассмотрения 9 исковых заявлений Управления судами республики в пользу потребителей присуждено 38 200 рублей.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в целях защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг дано 29 заключений в судах, по результатам рассмотрения которых судами в пользу потребителей присуждено 1 992 000 рублей.
Деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг продолжается.
Для получения информации о требованиях законодательства в сфере предоставления потребителям-гражданам финансовых услуг и по порядку осуществления судебной защиты прав потребителей, рекомендуем обращаться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия по телефону «горячей линии» - 8 800 350 00 15 (звонок бесплатный).