Утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования», который вступил в силу с 1 мая 2024 года
В настоящее время появилась новая форма взаимодействия «изготовитель-потребитель» в сфере индустрии питания.
Доставка продукции общественного питания в последние годы стала привычной услугой, которой ежедневно пользуется большое количество людей. Высокая популярность услуги, обусловленная быстротой и удобством, при отсутствии унифицированных требований к ее оказанию и послужили причинами разработки и принятия отдельного национального стандарта для данной сферы деятельности.
Появилась необходимость в создании документа, для заполнения пробелов в нормативных требованиях к услугам доставки продукции общепита по предварительным заказам потребителей.
Для этого был утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования», который вступил в силу с 1 мая 2024 года.
Данный ГОСТ не вводит каких-либо новаций по сравнению с действующим законодательством и выполняется исполнителем услуг добровольно. Но лишь до тех пор, пока исполнитель услуг не заявит, что их услуги доставки соответствуют означенному ГОСТу. Это означает, что ГОСТ Р 71162-2023 становится обязательным для исполнения и за не соблюдения данного ГОСТа грозит ответственность.
На данный момент, данный ГОСТ это своеобразный свод правил, положений, к исполнению которых должен стремиться каждый уважающий своего потребителя, исполнитель.
Грамотным потребителям при выборе предприятия для доставки продукции общественного питания, стоит полагаться на тех исполнителей, которые в большей степени придерживаются нормам, закрепленным в ГОСТ Р 71162-2023.
Услуги доставки продукции общественного питания по заказам потребителей могут оказываться в следующих форматах:
- самостоятельными силами организации (предприятия) общественного питания - «собственная доставка»;
- через агрегаторов, в том числе агрегаторов услуг доставки;
- через операторов услуг доставки.
Стандарт предусматривает варианты доставки как с взаимодействием с потребителями - контактный способ, так и бесконтактный способ доставки, который все ещё остаётся актуальным в периоды сезонных заболеваний.
Также документ содержит положения, устанавливающие требования к этапам организации и условиям доставки товаров, транспортным средствам, а также к исполнителям услуг: операторам и курьерам.
Услуги доставки продукции общественного питания по заказам потребителей должны отвечать требованиям доступности, надежности, своевременности оказания (соблюдения установленных сроков и условий доставки), безопасности и информативности.
В ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования», прописаны требования к:
- Организации и условиям доставки заказов;
- Организации доставки продукции общественного питания потребителям;
- Способам оплаты заказа потребителем;
- Упаковке и маркировке продукции общественного питания, подлежащей доставке;
- Условиям доставки продукции общественного питания;
- К исполнителям услуг доставки продукции общественного питания.
Ассортимент доставляемой продукции общественного питания может включать кулинарные полуфабрикаты, блюда, напитки, кулинарные, кондитерские и хлебобулочные изделия, выбранные потребителями из меню доставки, предлагаемому предприятиями общественного питания, или изготовленные по индивидуальному заказу потребителей.
Предприятия общественного питания самостоятельно определяют ассортимент блюд и изделий, предлагаемых для доставки потребителям, с учетом спроса и возможностей соблюдения в процессе транспортирования технологических характеристик продукции, заявленной в технологических документах, и обеспечивающих их безопасность.
Доставляемая продукция предприятия общественного питания может предусматривать доготовку, например, заправку, доведение до определенной температуры (разогрев), смешивание отдельных компонентов и т.п.
Примечание - Некоторые блюда целесообразно доставлять в виде отдельных ингредиентов, а потребитель самостоятельно смешивает их перед употреблением.
Исполнитель услуг доставки [оператор услуг доставки, организация (предприятие) общественного питания] должен предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах доставки, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация об услугах доставки продукции общественного питания может быть доведена до сведения потребителей в информационной системе, посредством которой планируется оказание услуг доставки, включая, но не ограничиваясь: социальные сети, мобильные приложения, веб-сайты, средства связи (телевизионная, почтовая, радиосвязь и прочее), каталоги, буклеты, проспекты, фотографии и прочее.
Операторы услуг доставки, в том числе организации (предприятия) общественного питания, обязаны предоставить следующую информацию об услугах доставки:
- перечень предлагаемых способов доставки заказов;
- способы и условия доставки продукции;
- стоимость доставки заказов, если она не включена в стоимость заказа продукции, предлагаемой к доставке;
- регион (территорию) доставки.
В описании способа доставки продукции исполнителям услуг доставки следует предоставлять сведения:
- о доступных способах и порядке оплаты заказа;
- сроках доставки заказов с продукцией общественного питания (или о порядке расчета сроков доставки), а при невозможности указания конкретного срока - периода (временного интервала) доставки заказов.
Примечание - Сроки доставки, указанные на сайте/в мобильном приложении, являются ориентировочными. Фактические (реальные) сроки доставки могут отклоняться в сторону уменьшения или увеличения по причинам, не зависящим от исполнителя услуг доставки и курьера (в том числе, но не ограничиваясь, следующим: загруженность дорог, количество (пик) заказов на указанное время, погодные условия и прочее). При наличии вышеуказанных обстоятельств исполнители услуг доставки не признаются нарушившими сроки доставки;
- условия отказа от продукции ненадлежащего качества (в случае обнаружения у нее недостатков, выявленных потребителем после вскрытия упаковки и (или) в процессе непосредственного употребления продукции) и порядке возврата денежных средств;
- необходимости оплаты потребителем оказанной услуги доставки продукции надлежащего качества (стоимости доставки) в случае отказа потребителя от продукции.
При этом оператор услуг доставки/агрегатор услуг доставки вправе предоставить краткое описание сведений об услугах доставки с обязательным указанием источника информации (например, публичная оферта по реализации продукции общественного питания, пользовательское соглашение), содержащее полные условия и требования к услугам доставки.
Порядок оплаты за доставленную продукцию общественного питания регулируется публичной офертой или условиями договора оказания услуг с оператором доставки, организацией (предприятием) общественного питания, агрегатором услуг.
Различают предварительную оплату услуг доставки продукции и оплату по факту оказания услуг доставки (постоплату).
Услуги доставки продукции общественного питания могут оплачиваться потребителями с применением бонусных баллов, купонов и иных способов подтверждения лояльности.
До момента оформления (оплаты) продукции потребитель обязуется ознакомиться со всеми условиями оказания услуг доставки, а также с информацией, указанной в публичной оферте/условиях доставки товаров. Оплата продукции потребителем на сайте/в мобильном приложении означает согласие потребителя со всеми существенными условиями оказания услуг доставки и условиями публичной оферты; а также ознакомление потребителя с описанием продукции и всей необходимой и достаточной информацией (сведениями): об услугах и условиях их оказания; о наименовании продукции, об упаковке, способах приготовления продукции и входящих в нее основных ингредиентах, объеме (массе) порций, пищевой ценности.
Постоплата осуществляется по факту оказания услуг доставки после получения заказа с продукцией общественного питания.
Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей должна осуществляться в условиях, обеспечивающих ее качество и безопасность и исключающих загрязнение и порчу.
При оказании услуг доставки продукции общественного питания по заказам потребителей курьер должен руководствоваться общепринятыми нормами и правилами поведения и общения.
По материалам ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора