В Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю неоднократно обращались граждане с таким вопросом: на распродаже купил вещь (обувь, одежду и др.), но, рассмотрев ее внимательно дома, обнаружил, что она не подошла по размеру, цвету, фасону; или в товаре был обнаружен недостаток. В магазине эту вещь забирать отказываются, ссылаясь на то, что товар, проданный со скидкой, обмену и возврату не подлежит, претензии по качеству не принимаются. Так ли это?
Что такое скидка? Скидка – одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж. Скидка может быть, например, сезонной – это когда продавец уменьшает цену товара в период его несезонной продажи.
Скидки – это маркетинговый ход продавца для быстрой распродажи товара, и эти действия не должны ущемлять прав покупателя.
Все отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1). В данном Законе отсутствуют положения, запрещающие возврат или обмен товара, купленного со скидкой.
И предпринимателям, осуществляющим розничную продажу непродовольственных товаров, и потребителям важно помнить:
1. Даже если товар приобретен на распродаже, отношения между продавцом и потребителем регулируются с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
2. Если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, он вправеобменять этот товар в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки;
3. Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу, потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Данное требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара;
4. Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований в случае:
- если товар надлежащего качества не был в употреблении;
- сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
- а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ;
- но отсутствие у покупателя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
5. Продавец вправе отказать в удовлетворении требований потребителя в случае:
- если товар входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату;
- если потребитель был надлежащим образом предупрежден об имеющихся в товаре недостатках.
6. В случае обнаружения в товаре недостатков, о которых потребитель не был предупрежден продавцом, потребитель вправе обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой указывает свое требование (см. ст. 18 Закона). Продавец должен провести проверку качества, а в случае необходимости – экспертизу товара. В случае несогласия с заключением экспертизы, потребитель вправе обжаловать данное заключение в судебном порядке.