Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее - служба) подведены итоги проведения в период с 15 марта по 14 апреля 2024 года месячника защиты прав потребителей на территории Иркутской области (далее - месячник).
Проведение месячника инициировано службой в целях профилактики правонарушений в сфере защиты прав потребителей, просвещения и популяризации вопросов защиты прав потребителей, а также повышения качества и культуры обслуживания населения Иркутской области в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Участие в месячнике приняли служба, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) и его территориальные отделы, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления).
Информация о проведении месячника была размещена в средствах массовой информации и на официальных сайтах службы и муниципальных образований Иркутской области.
В период проведения месячника в службе, в Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области, а также в органах местного самоуправления работали телефоны «горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей. На телефон «горячей линии» службы поступило 18 обращений от жителей гг. Иркутск, Ангарск, Усольского, Шелеховского, Эхирит-Булагатского районов. В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области и подведомственное ему учреждение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» на телефон «горячей линии» поступило 265 обращений граждан. На телефоны «горячих линий» органов местного самоуправления поступили звонки от 152 жителей области. Наибольшее их количество было в гг. Ангарске, Зиме, Саянске, Тайшетском и Иркутском районах. Всем обратившимся на телефоны «горячих линий» даны консультации и разъяснены их права в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», оказана помощь в составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Иркутской области на личных приемах гражданам оказано 23 консультации. К специалистам органов местного самоуправления на личный прием обратились 15 граждан. В большинстве случаев обращения граждан касались нарушения прав потребителей при приобретении сложной бытовой техники и продаже некачественных товаров, а также нарушения сроков удовлетворения законных требований потребителей и несовпадения цены на ценнике с ценной на кассе.
B рамках месячника проводилась просветительская работа, направленная на повышение потребительской грамотности, информирование граждан о механизмах государственной и общественной защиты прав потребителей и вопросы обязательной маркировки средствами идентификации.
В пресс-центре общественно-политической газеты «Областная» 20 марта 2024 года состоялся «круглый стол» с участием службы, Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей, на котором были рассмотрены наиболее часто задаваемые в обращениях потребителей вопросы и результаты реализации мероприятий региональной и муниципальных программах по защите прав потребителей.
26 марта 2024 года службой в целях информирования хозяйствующих субьектов, предоставляющих услуги общественного питания, об обязательных требованиях по маркировке товаров средствами идентификации для профилактики их нарушения с участием представителей «Центр развития перспективных технологий», являющегося оператором информационной системы маркировки, проведен семинар для предпринимателей по вопросам работы в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак». Вопросы обязательной маркировки средствами идентификации и соблюдения законных прав потребителей рассмотрены на «круглых столах», с присутствием хозяйствующих субьектов в гг. Свирске, Усть-Илимске, Братском, Киренском, Куйтунском, Тайшетском, Нукутском, Усть-Куском районах.
Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области проведено 22 семинара и 11 совещаний, на которых обсуждались вопросы, связанные с защитой прав потребителей, а также вопросы обязательной маркировки отдельных групп товаров средствами идентификации и здорового питания.
В целях повышения уровня информированности и правовой грамотности молодежи в период месячника проведено 57 просветительских мероприятий по вопросам защиты прав потребителей в учебных учреждениях Иркутской области: службой проведены «открытые уроки» в общеобразовательных учреждениях города Иркутска, Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области - факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции среди учащихся школ, гимназий, лицеев, техникумов во всех городах и районах области. Аналогичные мероприятия (классные часы, тематические уроки, викторины, деловые игры) проведены в г. Ангарске, Усть-Илимске, Братском, Балаганском, Баяндаевском, Заларинском, Тайшетском, Чунском, Осинском, Нижнеудинском районах.
В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей У правлением Роспотребнадзора по Иркутской области совместно с Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» при участии органов местного самоуправления проведен комплекс мероприятий, по тематике «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
С целью оценки ситуации в сфере защиты прав потребителей на территории Иркутской области службой в период с 19 марта по 18 апреля т.г. на официальном портале Иркутской области «Открытое Правительство Иркутской области» и на платформе обратной связи (ПОС) в формате интерактивного голосования организовано проведение опроса «Оценка удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей». Кроме этого, для оценки эффективности функционирования системы защиты прав потребителей на уровне муниципальных образований Иркутской области службой сформирован рейтинг органов местного самоуправления по осуществлению деятельности по защите прав потребителей в 2023 году.
В 9 районах области проведено анкетирование учащихся и населения по актуальным вопросам защиты прав потребителей с целью установления уровня правовой грамотности потребителей, а также выявления мнения респондентов относительно эффективности реализации различных форм защиты и привлечения внимания граждан к теме Всемирного дня прав потребителей. Сбор данной информации проводился в общеобразовательных школах, учебных заведениях, торговых центрах, библиотеках, территориальных отделах и филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», всего опрошено 1408 респондентов.
В большинстве муниципальных образований Иркутской области проведены дни открытых дверей для предпринимателей, обучающие семинары, олимпиады, викторины.
Итоги месячника показали, что его проведение способствует формированию правовой потребительской культуры поведения граждан, повышению интереса уровня знаний о возможностях по защите своих прав, росту интереса населения к отстаиванию своих потребительских прав, повышению культуры и качества обслуживания.