В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в 2022 году поступила информация Банка России о результатах мониторинга сайтов авиакомпаний о наличии признаков автоматически предустановленного согласия на заключение договора добровольного страхования при попытке приобретения потребителями основной услуги – договора воздушной перевозки.
Также, в Управление поступили материалы в отношении АО "Авиакомпания «ИрАэро", для принятия соответствующих мер по месту регистрации юридического лица, в связи с тем, что другим территориальным органом Роспотребнадзора авиакомпании было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. Несмотря на это, со стороны авиакомпании продолжали фиксироваться нарушения обязательных требований.
С целью оценки достоверности поступивших сведений, Управлением был проведен анализ информации размещенной на сайте (https://iraero.ru), в результате чего, в рамках установленных полномочий АО "Авиакомпания "ИрАэро" было предложено провести профилактическое мероприятие в целях прекращения автоматического проставления согласия на заключение договоров страхования при реализации основной услуги.
В ходе профилактического визита юридическое лицо было проинформировано об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, было рекомендовано исключить предустановку на сайте авиакомпании согласия потребителя на дополнительную услугу заключения договора добровольного страхования.
По результатам профилактического мероприятия АО "Авиакомпания "ИрАэро" исключило автоматическое предустановленное согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования.
Позже Банк России как орган контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела, в рамках своих полномочий, выявил признаки подобного несоблюдения авиакомпаниями страхового законодательства, и направил информацию в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией.
В этой связи Управлением вновь был проведен анализ информации, размещенной на сайте перевозчика, и установлено наличие автоматически предустановленного согласия на заключение добровольного договора страхования при попытке приобретения потребителем основной услуги (покупка авиабилета), что может причинить вред (ущерб) правам и законным интересам граждан, и привести к ненадлежащему исполнению обязательств хозяйствующим субъектом перед потребителем, лишает потребителя определенных прав, и привести к увеличению стоимости услуг. В целях недопустимости нарушения обязательных требований, Управление объявило АО Авиакомпания "ИрАэро" предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Далее в 2023 году Банк России проинформировал Роспотребнадзор о мониторинге сайтов авиаперевозчиков с целью соблюдения страховщиками действующего законодательства. Управление в свою очередь, с целью проведения оценки достоверности поступивших сведений при приобретении авиабилета на сайте АО "Авиакомпания "ИрАэро" установило признаки нарушений обязательных требований не только в части включения в договор авиаперевозки без добровольного согласия (волеизъявления) потребителя услуги страхования, но и услуги "Выбор места в салоне самолета".
В связи с наличием новых признаков нарушения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, и отсутствием возможности провести контрольное (надзорное) мероприятие в отношении авиакомпании Управление объявило авиаперевозчику предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Авиакомпания на все объявленные предостережения подавала возражения, обосновывая свои действия возможностью потребителя отказаться от дополнительных платных услуг.
Учитывая систематическое нарушение законодательства о защите прав потребителей, в ноябре 2023 года Управлением был подан иск в суд в защиту неопределенного круга потребителей для пресечения противоправной деятельности авиаперевозчика, поскольку согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель не вправе обусловить заключение договора авиаперевозки наличием иных дополнительных платных услуг страхования.
Практика авиакомпании по автоматическому включению стоимости услуг страхования, при заключении основных договоров воздушной перевозки (на стадии бронирования), лишает потребителя возможности самостоятельного выбора услуги страхования или места в салоне, и фактически вынуждает его к приобретению платных услуг в отсутствии прямо выраженной воли потребителя на это. Потребителю должна быть предоставлена возможность осуществить самостоятельный, осознанный выбор места или услуги страхования, а не понуждать его осуществлять действия по исключению автоматически включенной суммы страховой премии из забронированного билета.
При этом, независимо от наличия или отсутствия у гражданина возможности отказаться от страховой услуги, отсутствия препятствий к заключению договора воздушной перевозки, именно наличие автоматического согласия на заключение договора добровольного страхования при покупке авиабилетов является фактом, который указывает на недобросовестную практику по навязыванию страховой услуги, в связи с тем, что автоматическое заранее проставление согласие за потребителя не может считаться осознанным выражением желания потребителя заключить договор
В ходе рассмотрения судом искового заявления авиакомпания исключила предустановочное согласие на заключение договоров страхования и стоимости выбора места в салоне при покупке потребителями авиабилета дистанционным способом.
Решением суда по делу № 2-3188/2023 действия АО Авиакомпания "ИрАэро" признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в том числе суд обязал авиакомпанию довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации в местах оказания услуг авиаперевозки пассажиров (в том числе по Иркутской области). Решение суда вступило в законную силу.