Дню защиты прав потребителей была посвящена совместная пресс-конференция Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю и Управления потребительского рынка администрации городского округа «г. Чита», состоявшаяся 18 марта 2024 года.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Павел Пономарёв отметил тенденцию роста числа жалоб, поступающих от забайкальцев: в 2023 году их было 2192 против 1676 в 2022 году. Почти в 2 раза увеличилось число поданных в суд исков – 156 в 2023 году. В пользу потребителей было взыскано 24 572,8 тысяч рублей (в 2022 году – 17 млн. рублей).
Впервые в практике – коллективные иски. Как пояснила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Елена Похлебалова, для такого иска необходимо участие минимум 20 человек. В 2023 году было два таких иска: из Читы и из Антипихи, оба касались некачественных коммунальных услуг и оба разрешены судами в пользу потребителей.
Как отметила Ольга Овдина, начальник Управления потребительского рынка администрации Читы, к ним в 2023 году поступило 812 обращений потребителей, что примерно соответствует уровню 2022 года (804 жалобы). На первом месте – жалобы на торговлю, из которых 67% касаются торговли непродовольственными товарами. В добровольном порядке специалисты добились возмещения потребителям 740 тысяч рублей, 237 тысяч рублей было возвращено через суд.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления потребительского рынка Лариса Сверкунова рассказала о работе, которую сотрудники отдела ведут с хозяйствующими субъектами и о просветительской деятельности, когда уроки потребительской грамотности проходят в школах, средних и высших учебных заведениях.