В 2023 году в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области поступило 323 обращения на оказание услуг связи, что на 26 % больше, чем в 2022 году.
Доля обращений по видам связи незначительно изменилась.
На 33 % увеличилось число обращений в сфере подвижной связи – со 109 ед. до 163 ед., на 30 % больше поступило жалоб, касающихся телематических услуг связи (Интернет), на прежнем уровне остались жалобы в сегменте оказания услуг почтовой связи, телевидения и радиовещания.
Основное место занимают вопросы:
- навязывания дополнительных услуг (подключение платных подписок без согласия абонента);
- нарушения порядка перенесения абонентского номера, изменения тарифов на услуги связи в одностороннем порядке;
- ненадлежащего информирования об условиях тарифных планов;
- оказания услуг ненадлежащего качества (в том числе низкая скорость интернета);
- отказа в возврате списанных оператором денежных средств и др.
Так, в Управление поступило обращение потребителя, из которого следовало, что с 2019 года при неоднократном повышении стоимости тарифного плана оператор не извещал абонента об изменении. О повышении тарифа на 110 руб. с 01.07.2022 абоненту направлено смс-сообщение 30.06.2022, т.е. позднее чем за 10 дней, предусмотренных законодательством.
На официальном сайте оператора связи в разделе «Новости» от 21.06.2022 размещена информация, согласно которой «С 1 июля 2022 года стоимость некоторых тарифов на услуги Интернета, Телевидения, Телефонии и аренду оборудования будет увеличена». Какая - либо информация о тарифных планах, в отношении которых произойдет увеличение, а также размере платы отсутствовала.
По результату рассмотрения обращения оператору связи объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по соблюдению пп. «б» п. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи».
По всем поступившим обращениям гражданам были даны разъяснения действующего законодательства, в том числе об обязательном претензионном порядке урегулирования спора с операторами связи.
В целях оказания помощи потребителям при спорах с операторами связи в судах в 2023 году дано 2 заключения по гражданским делам. Решения вынесены в пользу потребителей, присуждены денежные средства на сумму 16,4 тыс. руб., из которых 4,5 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.
Проведено 29 профилактических мероприятий, в том числе 16 информирований, 7 консультирований и объявлены 6 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований операторам связи.
Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Общественной приемной Управления по тел. 8 (3532)44-23-54, в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532)43-08-19.