По итогам 2023 года в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области по вопросам защиты прав потребителей поступило 2718 письменных обращений граждан (63,4% от общего количества поступивших письменных обращений) и 2542 обращения от жителей города Пензы и Пензенской области в рамках работы информационно-справочной «горячей линии» (что составило – 33,9% от общего количества поступивших обращений по телефону «горячей линии»).
Лидерами обращений в сфере защиты прав потребителей стали следующие вопросы:
- нарушения законодательства в сфере розничной торговли, в том числе дистанционным способом (вопросы, связанные с продажей и ремонтом технически сложных товаров (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, стиральные машины, духовые шкафы, несоответствие маркировки товара установленным требованиям, не соответствие цены в ценнике и на чеке);
- оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (УК не предоставляют потребителю определенный объем обязательной информации, права потребителей нарушаются путем недопустимого установления размера платы за жилищные услуги без принятия решения на общем собрании собственников МКД).
В рамках рассмотрений письменных обращений Управлением заявителям направлены разъяснения по сути изложенных в обращении вопросов. В адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с нарушениями законодательства в сфере защиты прав потребителей, Управлением направлены предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. В случае причинения имущественного вреда, если гражданин понес убытки из-за некачественно предоставленной услуги или при приобретении товаров ненадлежащего качества Управлением подготовлены проекты исковых заявлений, а также иски в защиту конкретных потребителей. По части вопросов, не входящих в компетенцию Управления, обращения перенаправлены в уполномоченные для их рассмотрения организации.
Всем обратившимся на «горячую линию» даны консультации и разъяснения, Потребителям оказана правовая помощь в подготовке претензий, проектов исковых заявлений, по части вопросов рекомендовано обратиться в Управление с письменным обращением.
В течение 2023 года Управлением проведено 15 тематических «горячих линий» в которых затрагивались вопросы в сфере защиты прав потребителей: по качеству и безопасности парфюмерно-косметической продукции; по защите прав потребителей (к Всемирному дню защиты прав потребителей - 15 марта); по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом; по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей; об услугах такси и каршеринга; по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков; по вопросам качества и безопасности, условий хранения и сроков годности пищевых продуктов и др.
Среди тематических «горячих линий» самыми популярными по количеству обратившихся стали: по защите прав потребителей (к Всемирному дню защиты прав потребителей - 15 марта), по качеству и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей, новогодних подарков.
В государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей (ГИР ЗПП) в разделе «Виртуальная приемная» потребителям представлено 26 консультаций.
В Управлении Роспотребнадзора по Пензенской области работает телефон «горячей линии» для консультирования граждан по вопросам, относящимся к деятельности Управления. Компетенция Управления Роспотребнадзора по Пензенской области – это надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Телефон (8412) 66-09-48 работает в понедельник-четверг с 10:00 до 17:00, в пятницу с 10:00 до 15:45, перерыв с 12:00 до 12:45 по московскому времени.
Для информирования граждан в формате вопрос-ответ в ГИР ЗПП функционирует раздел «Виртуальная приемная».
Кроме того, граждане могут обратиться за консультацией в единый консультационный центр Роспотребнадзора, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
Также обращение можно направить в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области в письменном виде по почтовому адресу: 440026, г. Пенза, ул.Лермонтова, д.36.
При этом, направляя обращение письмом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращения в форме электронных сообщений направляются в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области только путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, ссылка на который размещена на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в разделе «Прием обращений граждан» - http://www.58.rospotrebnadzor.ru/.