Ежегодно, в преддверии наступающих праздников вопрос приобретения в качестве подарков ювелирных изделий становится весьма актуальным.
Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней содержатся в п.п. 46-61 Правилах продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от РФ от 31.12.2020 № 2463.
Ювелирное изделие – это изделие из драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения, или без них, применяемое в качестве различных украшений, различных утилитарных предметов быта и (или) для декоративных целей.
Приобретать украшения лучше в специализированных магазинах с хорошей репутацией.
Разрешена онлайн-продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов или камней при соблюдении всех правил продажи ювелирных изделий.
Также следует обратить внимание на то, что продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в РФ, ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном российским законодательством, осуществляется только при наличии на них оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий отечественного производства).
В Российской Федерации установлены следующие пробы:
- платиновые – 850, 585
- золотые – 999, 958, 916, 875, 750, 585, 583, 500, 375
- серебряные – 999, 960, 925, 875, 830, 800;
- палладиевые – 850, 500.
Без оттиска допускается только продажа ювелирных и других серебряных изделий отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок).
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней должны иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).
При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным.
К каждому продаваемому ювелирному изделию должен быть прикреплен опломбированный ярлык, в обязательном порядке содержащий:
- наименование ювелирного изделия,
- название изготовителя (импортера), логотип и адрес предприятия-изготовителя (импортера);
- драгоценный металл, из которого изготовлено изделие, с указанием пробы,
- артикул,
- вес изделия,
- размер изделия (для колец, цепей, браслетов)
- виды драгоценных вставок с указанием веса и качественных характеристик,
- цена изделия.
После покупки обязательно сохраняйте кассовый и товарный чеки и бирку.
Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты. Наличие Сертификата соответствия, прилагаемого к сертифицированному ограненному камню, гарантирует потребителю подлинность драгоценного камня и достоверность указанных качественных и количественных характеристик.
В случае, если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю должен быть передан товарный чек, в котором указываются эти сведения: продавец, дата продажи и цена товара. Лицо, непосредственно осуществляющее продажу товара, проставляет подпись.
Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни являются товаром, не подлежащим возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, если товар оказался надлежащего качества.
Данное требование установлено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 “Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
В случае если Вами обнаружены недостатки в приобретенном ювелирном изделии, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает право предъявить следующие требования:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Указанные требования должны быть выполнены продавцом в срок 7 дней, при проведении проверки качества – 20 дней, в случае отсутствия необходимого для замены товара - в течение месяца.
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя в установленный срок за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1 % цены товара.
Важно помнить, что вышеперечисленные требования потребитель вправе предъявить в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) вышеуказанные требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.