Роспотребнадзор
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей ГИС ЗПП
    • Справочник потребителя
    • Советы по здоровому питанию
    • Нормативные правовые акты
    • Информационно-аналитические материалы
    • Органы и организации в сфере защиты прав потребителей
    • Результаты проверок
    • Продукция, не соответствующая обязательным требованиям
    • Судебная практика
    • Новости
    • Для сотрудников
    • Версия для слабовидящих
    • Виртуальная приемная
    2025©Роспотребнадзор
    1. Главная
    2. Новости
    3. Федеральные
    • Федеральные
    • Региональные
    Теги
    Алкоголь Безопасность Дистанционная продажа Договор купли-продажи ЖКХ Информация Консультации Маркировка Мебель Нарушения Ненадлежащее качество товара Обращения граждан Общественное питание Пищевая продукция Потребитель Решение суда Розничная торговля Страхование Суд Табак Технический регламент Товар Торговля Туризм Финансовые услуги

    Законно ли банк требует плату за справку о наличии задолженности?

    31 октября 2023 г.

    Банк отказал представителю потребителя (по доверенности) в бесплатном получении сведений о наличии задолженности заемщика перед Банком, потребовав плату в размере 200 рублей за предоставление таких сведений. Устные и письменные обращения  представителя заемщика в Банк остались без удовлетворения, в связи, с чем представитель потребителя обратился за помощью в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. 

    Поясним, что Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон №2300-1), установлено право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

    В силу требований Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее Закон № 353-ФЗ) после заключения договора потребительского кредита (займа) кредитор обязан направлять в порядке, установленном договором, заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним:

    - размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа);

    - даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа);

    - иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа).

    После предоставления потребительского кредита (займа) заемщик вправе получать указанную информацию по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату.

    Информация о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита (займа), но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности.

    Предоставление заемщику информации о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) является обязанностью кредитора.

    При этом не допускается взимание кредитором вознаграждение за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика.

    Таким образом, Банк обязан бесплатно один раз в месяц предоставить заемщику, либо его представителю по доверенности (при наличии документов,удостоверяющих личность и полномочия), по его запросу, информацию о наличии просроченной задолженности по действующему договору потребительского кредита (займа).

    В ходе анализа поступившего обращения Управление усмотрелопризнаки нарушений обязательных требований в том, что Банк отказал по запросу представителя заемщика по доверенности предоставить один раз в месяц бесплатно информацию о размере текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа).

    В связи с вышеизложенным Банку объявленопредостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

    Банк в свою очередь, проинформировал Управление о проведенной проверке доводов, изложенных в предостережении,  и сообщил, что справка будет предоставлена заявителю бесплатно.

    Теги: #Банк #Потребитель #Банковская деятельность #Банковские услуги #Обман потребителя #Справочная информация
    Президент России
    Правительство России
    Роспотребнадзор
    Открытое Правительство
    Госуслуги
    ФБУЗ ФЦГиЭ
    Пожелания и предложения по работе портала ГИС ЗПП просим направлять на адрес zpp@gsen.ru