По данным Управления уголовного розыска УМВД России по Сахалинской области на территории Сахалинской области остаётся сложной оперативна обстановка по линии борьбы с мошенниками, совершаемыми с использованием средств телефонной связи - «телефонным мошенничествами».
Наиболее распространены следующие способы «телефонных мошенничеств»:
1. «Ваша банковская карта заблокирована»
Для совершения мошенничеств по данной схеме злоумышленник рассылает СМС - сообщения на абонентские номера граждан от имени службы безопасности банка с текстом «Ваша карт а заблокирована», «Перевод на сумму ХХХ одобрен», «Покупка на сайте одобрена» и указывают контактный телефон для обратной связи. В процессе последующего телефонного разговора с потерпевшим мошенник представляется сотрудником службы безопасности банка и поясняет, что произошел сбой системы, который привел к блокировке карты, либо списанию денежных средств с карты по операции, которую потерпевший не производил. Для устранения неполадок мошенник предлагает при помощи банкомата произвести ряд операций, в ходе которых по указанию преступника потерпевший подключает услуги «Мобильный банк» или «Интернет банк». Далее преступник узнает у потерпевших номер банковской карты, логин и пароль, коды-подтверждения на переводв денежных средств в системе «Интернет-банкинга» (например, «Сбербанк онлайн») после чего разговор заканчивается. Затем мошенник, используя полученную информацию, осуществляет перевод денежных средств, имеющихся на карте на иные карты и счета. Так же злоумышленник может предложить перевести денежные средства для сохранности «на счета банка» на время сбоя системы, после чего, потерпевший действуя по указаниям преступника, переводит денежные средства на счета абонентских номеров, либо банковских карт.
Все звонки в данном случае поступают с подменных абонентских номеров, в связи с чем, необходимо прекратить звонок и осуществить вызов по известным номерам телефонов банка и уточнить информацию. Сотрудник банка НИКОГДА не будет спрашивать у клиента реквизиты банковских карт и тем более, срок её действия и CVC/CVV код.
2. Предложение предоплаты по интернет-объявлениям
В данном случае объявления о продаже какого-либо имущества, либо недвижимости размещаются в сети Интернет самими потерпевшими. Преступник осуществляет мониторинг самых распространенных интернет-сайтов для размещенияобъявлений о товарах и услугах частных лиц и компаний (Avito.ru, AUTO.ru и др), после чего связываются с продавцом (потрепевшим) и сообщает, что готов приобрести продаваемое имущество и желает внести продавцу предоплату на банковскую карту. Запрашивает у потерпевшего данные банковской карты (реквизиты, номер карты, срок её действия и CVC/CVV код), либо коды для осуществления операции по получению логина и пароля системы интернет-банка). Потерпевшему сообщается, что указанные коды необходимы ему для осуществления переводов денежных средств. После получения данной информации злоумышленник через систему Интернет-банка самостоятельно осуществляет перевод денежных средств со всех счетов, имеющихся у потерпевшего. В некоторых случаях для перевода денежных средств злоумышленником могут быть использованы банковские мобильные приложения, либо сервисы по переводу денежных средств с карты на карту в сети Интернет.
Для получения денежных средств за товар достаточно номера банковской карты или абонентского номера телефона (в случае привязки абонентского номера к услуге «мобильный банк») продавца товара. Срок действия карты и CVC/CVV код никак не влияют на получение перевода. При получении этих данных в купе с номером карты можно без участия гражданина списать с карты денежные средства. CVC/CVV код находится на обратной стороне банковской карты в виде трёх цифр, при этом некоторые преступники с целью получения этих реквизитов могут использовать любые уловки, например, говоря, что это аббревиатура самой карты или срок её эксплуатации или серийный номер карты и тд.
3. «Покупка через интернет»
Преступником на различных интернет-сайтах размещается объявление о продаже товара, а так же указываются контактные телефоны, либо электронный почтовый адрес переписки. После этого злоумышленник в общении с потерпевшим под различными предлогами убеждает последнего осуществить предварительную оплату за продаваемы товар и предоставляет ему номера банковских карт или счетов. Потерпевший самостоятельно перечисляет денежные средства на указанные злоумышленником реквизиты.
При покупке товара необходимо учитывать такие факторы как абонентский номер, с которого осуществляется разговор потерпевшего. В основном, злоумышленники используют абонентские номера, относящиеся к номерной ёмкости других субъектов (регионов). Так же при приобретении товара необходимо изначально предостеречь себя от возможного мошенничества и проверить продавца товара через поисковые системы Интернета, посмотреть его метки и других покупателей, дату создания страницы продавца (в основном мошенники используют вновь созданные страницы) и т. п.
С конца 2022 года появилась новая тенденция в сфере телефонного мошенничества. Аферисты начали использовать мессенджеры, и теперь совершают звонки через них. Чаще всего абонентам звонят по WhatsApp или же через Viber. Для звонков аферисты могут использовать иностранные номера с непривычными для россиян кодами, чтобы побудить жертву взять трубку из любопытства или страха пропустить важный звонок.
Мошенники звонят от имени службы безопасности банка и сообщают о различных проблемах с картой гражданина: подозрительная активность, блокировка и т.д. Они всеми способами пытаются вытянуть у потенциальной жертвы её личные данные (CVV-код на карте или секретный код из SMS) или обманом заставить перевести деньги на счет мошенников.
Телефонные аферисты применяют разные способы, чтобы заставить жертву выполнять их требования: подделывают номера, представляются реально существующими государственными служащими и т.д. В WhatsApp для них появилась еще одна возможность запутать неосведомленных абонентов - злоумышленники меняют фотографию профиля на логотип банка, от имени которого они звонят, или на символику нужного государственного органа. В результате люди, которые мало знакомы с работой мессенджеров, могут действительно подумать, что им звонят из полиции, МВД или банка. В совокупности с психологическим давлением и запугиванием жертвы это позволяет мошенникам с большей вероятностью ввести их в заблуждение.
Будьте бдительны! Сотрудники банков, службы безопасности банков, государственных органов не работают со своими клиентами через мессенджеры. Поэтому, если неизвестные представляются сотрудниками банка, полиции, МВД или другой службы, можно смело заканчивать разговор, так как на том конце провода гарантированно находятся мошенники.