Об итогах проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей
В соответствии с планом мероприятий ко Всемирному дню прав потребителей, проходившем в 2023 году под девизом «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции» («World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions»)Управлением Роспотребнадзора по Курганской области проведена следующая работа.
Управлением организованы и проведены выступления: на телевидении программа «Большое интервью» (филиал ФГУП ВГТРК «Государственная Телевизионная и Радиовещательная Компания Курган»), «Разговор в прямом эфире» на «Радио России Курган». В официальной группе Управления в социальной сети «ВКонтакте» организована специальная рубрика с циклом видеороликов и видеосоветов, посвященных Всемирному дню прав потребителей - 2023. Проведен прямой эфир в «ВКонтакте» согласно заявленной тематике Всемирного дня прав потребителей – 2023 на базе центральной городской библиотеки им. Маяковского г. Кургана. Публичное мероприятие проведено в форме межведомственного взаимодействия – с участием органов законодательной власти региона (уполномоченный по вопросам экологии и ТКО Молодежной палаты при Курганской областной Думе), исполнительной власти области (ГЖИ по Курганской области) и общественных объединений потребителей.
Для наглядного просвещения населения Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» были разработаны и распространены (при проведении различных акций и мероприятий) буклеты и памятки «Зеленый шаг в безопасное будущее», «Рациональный потребитель 2023», «Продукты питания могут быть опасны», «Экологически чистая пища - путь к здоровью», «Экологически чистая энергия», «Энергосбережение в сфере ЖКХ».
Управлением Роспотребнадзора по Курганской области и его территориальными отделами, консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» организовано консультирование и тематическая телефонная «горячая линия» для граждан по вопросам защиты их прав, в рамках которой проконсультировано 339 потребителей.
На базе ГБУ Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в г. Кургане и 7-ми районных центрах Курганской области проведены консультации с распространением памяток среди потребителей, в том числе о кредитных каникулах для участников СВО.
Всего в результате просветительских мероприятий 132 гражданина получили разъяснения в рамках «Единого дня консультирования», проведенного в МФЦ Курганской области.
С целью взаимодействия со всеми заинтересованными участниками системы защиты прав потребителей и формирования единого подхода к решению вопросов защиты потребительских прав населения региона, проведено 19 мероприятий, направленных на межведомственное взаимодействие (конференции, «круглые столы», совещания) с участием предпринимательского корпуса, органов местного самоуправления, общественными объединениями потребителей.
На заседании Координационного совета по вопросам содействия развитию потребительского рынка и защиты прав потребителей в Курганской области был рассмотрен вопрос «Об информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей». По итогам работы совещательного органа было принято решение о дальнейшем совершенствовании взаимодействия с органами исполнительной власти региона, местного самоуправления, общественными потребительскими объединениями, в том числе в целях разработки и принятия региональной программы по защите прав потребителей и ее реализации.
Для развития потребительской культуры учащейся молодежи, распространения знаний об основных правах потребителей Управлением совместно с органами управления образования региона проведено 48 факультативных уроков в образовательных школах, средних специальных учебных заведениях области, число участников составило более 1200 человек.
Для посетителей библиотечной сети районов обновлены информационные стенды, в читальных залах организованы подборки материалов на тему «Защити свои права», содержащих основные нормативно правовые документы (с учетом вступивших в силу с 2023 года), регламентирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
При проведении публичных мероприятий, посвященных Всемирному дню прав потребителей, был проведено анкетирование на тему «Права потребителей на экологически чистую продукцию и энергию» (без учета пола, возраста, социального статуса) было предложено ответить на 6 вопросов. В опросе приняло участие 748 человек.
Анализ ответов анкетного опроса показал, что 62% респондентов считают экопродукты полезнее обычных. При этом 32% не верит, что надпись «эко» действительно указывает на экопродукт, а 30% потребителей не могут чаще покупать экопродукты из-за высокой цены. В быту экономят ресурсы (воду, электроэнергию) 63% опрошенных. Вместе с тем, на вопрос «Плюсы возобновляемых источников энергии» выбрали правильный ответ 75% респондентов.
Итоги Всемирного дня защиты прав потребителей, проведенного в 2023 году, подтверждают необходимость проведения мероприятий, направленных на просвещение населения.
Работа в данном направлении Управлением будет продолжена.