Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области (далее по тексту Управление) по жалобе потребителя была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Мегафон» (далее оператор, Общество), в ходе которой было установлено, что между абонентом и оператором связи действует договор о предоставлении услуг связи с установлением тарифа «Без переплат. Все 03.21». По условиям указанного тарифного плана при заключении договора абонент должен внести на свой счет первоначальный платеж необходимый для начала предоставления услуг в размере 300 руб. Указанная сумма внесена абонентом на лицевой счет. Через три дня абонент решает отказаться от услуг связи и обращается к оператору с заявлением о расторжении договора и требованием вернуть сумму первоначального, в ответ на которое Общество ответило отказом, сообщив, что
первоначальный платеж возврату не подлежит, так как является компенсацией расходов оператора за совершение действий по подключению абонента к сети.
Согласно пояснений, представленных ПАО «Мегафон» в адрес Управления в рамках проведения проверки, отказ в возврате денежных средств был обусловлен условиями тарифного плана.
Управлением проведен анализ условий тарифного плана «Без переплат. Все 03.21» и установлено, что условия тарифного плана содержит условие ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а именно.
В соответствии с условиями тарифного плана (раздел «Примечания»), являющегося неотъемлемой частью договора, первоначальный платеж является компенсацией расходов Оператора за совершение действий по подключению Абонента к сети «МегаФон» и не подлежит возврату.
Согласно действующему законодательству (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации) имеет право отказаться от договора оказания услуг подвижной связи, заключенного с Обществом, за вычетом понесенных последним расходов: это могут быть как уже произведенные расходы, так и предстоящие, если обязанность по их осуществлению возникла до отказа. При этом Общество должно подтвердить наличие таких расходов документально и доказать прямую связь с исполнением расторгнутого договора. Таким образом, чтобы обосновать удержание первоначального платежа оператором в качестве возмещения расходов, ему необходимо доказать, что сумма первоначального платежа состоит из суммы расходов оператора по подключению абонента к сети «Мегафон».
Однако, материалы, представленные оператором при проведении проверки не содержат доказательств несения Обществом фактических расходов при исполнении договора, заключенного с потребителем.
Управлением, постановлением по делу об административном правонарушении, ПАО «Мегафон» было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с предложением
привести условия тарифного плана «Без переплат. Все 03.21» в соответствие с действующим законодательством, а так же в порядке статьи 29.13 КоАП РФ было внесено в адрес Общества представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые были обжалованы юридическим лицом в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области, в удовлетворении заявленных требований ПАО «Мегафон» было отказано.