17 февраля 2023 г.
15 февраля 2023года состоялось заседание Консультативного совета по защите прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по РИ.
Повестка заседания:
1. Ситуация по обращениям граждан на некачественное оказание интернет-услуг операторами мобильной связи, осуществляющими деятельность на территории Республики Ингушетия.
2. Информирование членов Консультативного совета и приглашенных о планируемых в республике мероприятиях по дополнительной массовой иммунизации против полиомиелита.
Заседание проходило под председательством руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия Б.Д.Комурзоева.
В заседании приняли участие члены Консультативного совета, представители министерств и ведомств республики: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия; заместитель Министра промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия; замруководителя Управления Роскомнадзора по Республике Ингушетия; Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия; председатель Правления ИРОО "Общественный контроль по защите прав потребителей"; руководитель Центра управления регионом в Республике Ингушетия.
Приглашенные: директор Кавказского отделения ПАО «ВымпелКом»; директор регионального отделения по Республике Ингушетия Кавказского филиала ПАО «Мегафон»; директор филиала ПАО «Мобильные Теле Системы».
С докладом по основному вопросу выступил начальник отдела защиты прав Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия Хашиев Р.М., который кратко изложил анализ ситуации с рассмотрением обращений граждан на систематические отключения в ночное время и неудовлетворительное качество представляемых операторами мобильной связи интернет-услуг:
Так, в Управление Роспотребнадзора по РИ поступают обращения на систематическое ограничение (ночное время) операторами мобильной связи, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Ингушетия, мобильного интернета 3G и 4G без предварительного предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения связи интернета. Количество письменных обращений за 2019 – 2022гг.- 17; за текущий период 2023 года уже 4, из них 2 обращения поступили из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организации. При этом количество устных обращений (звонков) многократно превышает количество письменных.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 марта №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», ограничены все контрольно-надзорные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, за исключением проверок по фактам причинения тяжкого вреда здоровью, либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ……. которые согласовываются с органами прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ, специалистами Управления даются ответы гражданам с разъяснениями их прав. Потребителям рекомендовано в случае необоснованных отключений мобильного интернета 3G и 4G без предварительного предупреждения со стороны оператора связи, обращаться в суд с исковым заявлением. Также предложена помощь по вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, в составлении претензий и исковых заявлений в отделе консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РИ».
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Управлением Роспотребнадзора по РИ, в рамках своих полномочий, в отношении операторов связи ПАО «Вымпелком» (Билайн), ПАО «Мобильные Теле Системы» (МТС), Кавказскому филиалу ПАО «Мегафон», (Мегафон), в июне-августе 2022года были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ст. 779 Гражданского Кодекса РФ; cт. 4 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»; cт. 44, ст. 46 ФЗ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи». Тем не менее, обращения от абонентов перечисленных операторов мобильной связи на постоянные отключения Интернета продолжают поступать.
С докладом по рассматриваемому вопросу выступил Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия Цечоев И.К., который акцентировал внимание на необходимости соблюдения прав граждан на получение качественных услуг, и выразил готовность участия аппарата Уполномоченного в решении этого проблемного вопроса.
В своем выступлении Уполномоченный по правам предпринимателей Хаматханов М.Д. обратил внимание на отсутствие четко определенной службы, на которую возложены полномочия по контролю за предоставлением интернет-услуг по их качеству, в том числе фиксации отключений, замеров объема (мощности), при том, что услуга оплачивается полностью, а система перерасчета и возврата денег абонентам, в случае отключений операторами интернета, или представления интернета не предусмотрена.
По информации, представленной руководителем ЦУР Республики Ингушетия Мальсаговым М.И., количество обращений в системе «Инцидент – менеджмент» по вопросам постоянного отключения Интернета, за прошлый год составило 76, причем операторы системы не могут предоставить гражданам обоснованных ответов, в связи с чем может создаваться негативное отношение к отсутствию принятия каких-либо решений со стороны органов исполнительной власти республики, которые не обладают полномочиями в данной сфере.
В ходе рассмотрения данных обращений, по информации, предоставленной присутствовавшими на заседании представителями операторов связи, на распространение радиоволн могут оказывать влияния естественные условия и факторы, локальные особенности рельефа и застройки, метеорологические условия и иные причины, в том числе помехи, затрудняющие прием сигнала, связанные с местом и условиями расположения абонентского оборудования вблизи заданий, в туннелях, в подвалах, помещениях подвального типа и других подземных сооружениях, радиопомехи, загруженность каналов связи в конкретный момент времени, программное обеспечение, установленное на оборудовании абонента, иные характеристики абонентского устройства. Также, по информации предоставленной операторами связи установлено, что в соответствии со статьей 64 Закона «О связи», операторы обязаны обеспечить реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Все участники заседания принимали активное участие в обсуждении вопросов улучшения качества Интернет-услуг, приводили примеры конкретных ситуаций по теме совещания, а также задавали интересующие их вопросы, на которые специалистами Управления Роспотребнадзора по РИ, присутствующими ответственными должностными лицами, органами власти Республики Ингушетии уполномоченными в данной сфере были даны исчерпывающие ответы.
По итогам совещания подготовлен протокол решений, в который вошли все предложения по стабилизации ситуации и улучшения предоставления Интернет-услуг.
Теги:
#Мобильная связь