16 декабря 2022 года состоялось заседание Координационного совета по защите прав потребителей при Главе Чувашской Республики. В ходе мероприятия были рассмотрены аспекты, связанные с национальной системой цифровой маркировки и прослеживания товаров, качеством и безопасностью пищевой продукции, соблюдением законодательства в сфере бытового обслуживания населения.
В своем выступлении руководитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии Надежда Луговская отметила, что национальная система маркировки является одним из приоритетных проектов, который позволяет контролировать путь товара до потребителя, а также противодействовать незаконному обороту продукции.
Правила маркировки товаров средствами идентификации не допускают повторного формирования (генерации) соответствующего кода в информационной системе «Честный знак». Управлением в целях соблюдения правил оборота продукции участниками рынка проводится проверка данных сведений. В 2022 году проведено 17 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации. Установлено 2339 отклонений, выразившихся в фиксации повторной продажи отдельных групп товаров при выводе их из оборота (табачная продукция, предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, духи и туалетная вода). В связи с этим 11 индивидуальным предпринимателям и 2 юридическим лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Кроме этого, проведено 88 профилактических визитов, в ходе которых осуществлялось консультирование контролируемых лиц по вопросам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
Далее был рассмотрен вопрос о мерах по обеспечению прав потребителей на качество и безопасность продуктов питания. Было отмечено, что основным приоритетом государственной политики в области здорового питания является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, увеличение продолжительности жизни граждан.
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии осуществляет надзор за соответствием пищевой продукции нормативным требованиям. В целом показатели качества и безопасности остаются стабильными. Испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» за 10 месяцев 2022 года по санитарно-химическим показателям исследовано более 1400 проб. Все пробы соответствовали нормативным требованиям (за 10 мес. 2021 г. - 0,1%).
По микробиологическим показателям безопасности исследовано более 9 100 проб пищевых продуктов. Доля неудовлетворительных проб составила 2,3% (за 10 мес. 2022 г. - 2,7%). Наиболее загрязненными были мясные продукты, продукты переработки птицы, кондитерские и кулинарные изделия.
По физико-химическим показателям качества исследовано более 1 850 проб. Доля проб, не отвечающих заявленным требованиям, составила 1,1% (за 10 мес. 2021 г. - 1,4%). Исследовано 83 пробы молочной продукции на показатели фальсификации растительными жирами, в том числе 46 проб чувашских производителей. Не соответствовали требованиям 13 проб. Фальсифицированной молочной продукции чувашских производителей в обороте не выявлено.
Из-за истечения сроков годности, несоответствия требованиям нормативных документов, отсутствия сопроводительных документов, подтверждающих безопасность, из оборота изъято около 2,2 тонн продовольственного сырья и пищевых продуктов. За выявленные нарушения требований технических регламентов, санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при обороте пищевых продуктов вынесено 367 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов на сумму 4505,5 тысяч рублей. В отношении субъектов, осуществляющих данную деятельность, проведено более 1300 профилактических мероприятий, в том числе 383 профилактических визита.
В завершение заседания была рассмотрена тема о соблюдении требований законодательства в сфере бытового обслуживания населения. За 10 месяцев 2022 года поступило 72 обращения на нарушение прав потребителей при оказании бытовых услуг (в 2021 году – 114). На 89% рассмотренных обращений даны соответствующие разъяснения. Большинство жалоб связано с неудовлетворительным качеством оказания бытовых услуг.
Кроме этого, поступило 22 обращения по вопросам соблюдения требований санитарного законодательства на предприятиях бытового обслуживания населения (парикмахерские, бани, сауны, пункты проката). Проведены внеплановые проверки 2 частных гостиниц (хостелов), в ходе которых установлены нарушения по содержанию помещений, проведению дезинсекции, дератизации, вывозу бытовых отходов. По их итогам составлено 5 протоколов, вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания.
В судах Управлением дано 12 заключений по делу в защиту прав потребителей, все из которых решениями судов удовлетворены. По результатам судебной защиты в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 1458,9 тыс. рублей (в 2021 году – 948,6 тыс. рублей).
Основное внимание уделяется профилактике нарушений. Среди лиц, оказывающих бытовые услуги, проведено 100 профилактических мероприятий (консультирований, информирований, профилактических визитов), объявлено 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Ситуация остается на контроле Управления.