В Пензенской области действует региональная программа «Обеспечение защиты прав потребителей в Пензенской области на 2020-2024 годы», которая была утверждена Постановлением Правительства Пензенской области от 26.12.2019 г. №837-пП.
Указанное Постановление опубликовано в газете «Пензенские губернские ведомости» и размещено (опубликовано) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на «Официальном интернет-портале правовой информации».
С официальным текстом региональной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Пензенской области на 2020-2024 годы» (далее – региональной Программа) можно ознакомиться, используя активную ссылку на страницу в сети «Интернет» (www.pravo.gov.ru).
1. О работе органов исполнительной власти Пензенской области по реализации региональных программ по защите прав потребителей.
В Пензенской области действует региональная программа «Обеспечение защиты прав потребителей в Пензенской области на 2020-2024 годы», которая была утверждена Постановлением Правительства Пензенской области от 26.12.2019 г. №837-пП.
Указанное Постановление опубликовано в газете «Пензенские губернские ведомости» и размещено (опубликовано) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на «Официальном интернет-портале правовой информации».
С официальным текстом региональной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Пензенской области на 2020-2024 годы» (далее – региональной Программа) можно ознакомиться, используя активную ссылку на страницу в сети «Интернет» (www.pravo.gov.ru).
Региональной Программой заявлено, что основным направлением в вопросах защиты прав потребителей является создание на территории Пензенской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения.
Реализация региональной Программы в 2021г. осуществлялась в соответствии с принятым Планом мероприятий Программы и во взаимодействии с министерствами и ведомствами Пензенской области, имеющими отношение к предоставлению услуг потребителям, органами местного самоуправления, общественными организациями, для достижения поставленный программой цели «создание условий для обеспечения и защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей», что является неотъемлемой частью социальной политики в Пензенской области. Наиболее эффективным методом борьбы с нарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам потребителя, является предупреждение и профилактика правонарушений.
В ходе реализации Плана мероприятий региональной Программы в 2021 г. специалисты Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (далее - Управление) приняли участие в 17 совещаниях с объединениями субъектов предпринимательской деятельности, на которых присутствовали представители Пензенского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Пензенского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Пензенской областной торгово-промышленной палаты, Регионального отделения работодателей «Ассоциация промышленников Пензенской области», Союза производителей и дистрибуторов и других объединений субъектов предпринимательской деятельности, общественных организаций по защите прав потребителей, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
На совещаниях рассматривались вопросы взаимодействия с торговым бизнесом и устранения административных барьеров, предложения по повышению оперативности информационного обмена для эффективной работы по обеспечению соблюдения требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей в сферах розничной торговли, общественного питания и иных услуг, пресечения незаконного оборота алкогольной продукции, организационные вопросы при проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, информирование о результатах надзорной деятельности и многие другие.
Реализации Управлением в 2021 г. принципов региональной Программы способствовало вступление в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым установлен приоритет профилактических мероприятий. В рамках плана реализации мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, Управлением в течение 2021г. проводились следующие профилактические мероприятия:
- Активно проводилась разъяснительная работа и с потребителями, и субъектами предпринимательской деятельности о положениях законодательства в сфере защиты прав потребителей (консультирование, обсуждения, разъяснения обязательных требований, положений о претензионном порядке рассмотрения обращений и пр.).
- На официальном сайте Управления обеспечено оперативное размещение материалов на «злободневные» темы для информирования и потребителей и субъектов предпринимательской деятельности,
- Через СМИ осуществлялось своевременное доведение до широкой аудитории необходимых сообщений, советов и рекомендаций при обнаружении фактов нарушения прав потребителей;
- На официальном сайте Управления обеспечено размещений перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления надзорных мероприятий с активными ссылками на тексты указанных документов, которые поддерживаются в актуальном состоянии с целью исключения устаревших требований.
- Систематически осуществлялась подготовка разъяснений о новых нормативных правовых актах, а также порядка и особенностей применения действующих норм законодательства, устанавливающих обязательные требования, в том числе по актуальным темам. В разделе «Для предпринимателей» размещались комментарии о содержании новых нормативно-правовых актов, внесенных изменениях в действующие нормативно-правовые акты, сведения, раскрывающие и поясняющие обязательные требования.
- Организованы и проведены в рамках Всероссийской акции ежеквартальные «Дни открытых дверей для предпринимателей» в марте, июне, сентябре и декабре 2021 года (в формате консультирования по телефону и электронной почте).
- В рамках месячника, посвященного Всемирному дню защиты прав потребителей, прошли массовые разъяснительные мероприятия, целью которых стало повышение правовой грамотности населения, привлечения внимания общественности к существующим проблемам в судебной практике по делам о защите прав потребителей; при осуществлении межведомственного взаимодействия проведена совместная работа, направленная в первую очередь на просвещение потребителей, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Проведены открытые уроки в образовательных учреждениях, семинары в организациях, осуществлялось информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.
- Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований осуществлялось на семинарах, круглых столах, в средствах массовой информации.
Результатами реализации мероприятий региональной Программы в 2021г. являются:
1. Уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка (по итогам в 2021 г. должностными лицами Управления объявлено 109 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в области защиты прав потребителей, в течение 2020 г. – 187), в том числе по фактам: - нарушений при реализации продовольственных и непродовольственных товаров в части обмана потребителей, непредставлении информации о продавце, маркировке продукции, о сроках годности товаров и т.д., нарушений правил продажи отдельных видов товаров; навязывании дополнительных товаров и услуг потребителям;
- нарушений законодательства о защите прав потребителей при оказании различных видов услуг (услуги общественного питания, финансовые услуги, коммунальные услуги, при перевозке пассажиров, услуги связи, туристические услуги); - нарушений при заключении и исполнении договоров с потребителями в сфере страховой, банковской и финансовой деятельности и других нарушениях в сфере защиты прав потребителей.
2. Повышение уровня правовой грамотности, информированности потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг), об изменениях требований законодательства в различных секторах потребительского рынка;
3. Повышение уровня доступности защиты нарушенных прав потребителей для реализации, предоставленных им законодательством прав;
В связи с продолжающими ограничениями для проведения массовых мероприятий в 2021 году было значительно сокращено обсуждение вопросов по защите прав потребителей в очном формате (в форме публичных слушаний, круглых столов, семинаров) по этой причине развитие получили бесплатные консультации с использованием интернет-ресурсов, просветительные мероприятия в режиме видеоконференцсвязи.
Работа с населением и субъектами предпринимательства осуществлялась посредством организации работы «горячих линий» по широкой тематике с участием различных специалистов и была направлена в первую очередь на информирование о нормах действующего законодательства Российской Федерации и Пензенской области, о требованиях, вступающих в силу нормативно-правовых актов. Особо освещались вопросы внедрения системы маркировки товаров определенных категорий средствами идентификации.
Вопросы защиты прав потребителей содержат также реализуемая в настоящее время региональная программа «Повышение финансовой грамотности населения Пензенской области на 2021-2023 годы» (далее - Программа), которая утверждена Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2020 г. N 950-пП. Указанная Программа нацелена на проведение единой региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности населения, формирование единого информационного пространства и наполнение его доступной, актуальной, достоверной информацией по финансовой тематике, а также на дальнейшее развитие подходов для повышения финансового просвещения граждан. Указанные цели в совокупности будут способствовать формированию грамотного потребителя, и как следствие – к снижению числа нарушений потребительских прав населения Пензенской области.
В отчетный период проведены мероприятия среди различных групп населения Пензенской области, в числе которых обучающие программы, олимпиады, лекционные и семинарские занятия, квесты по финансовой тематике, публикации разъяснительных материалов в средствах массовой информации.
В качестве участников и экспертов в данных мероприятиях выступали преподаватели высших учебных заведений, представители Пензенского отделения Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, Управления Федеральной налоговой службы Пензенской области, банковских и страховых структур. Непосредственными организаторами мероприятий выступали министерства образования и финансов Пензенской области, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области».
2. Координация деятельности по защите прав потребителей в Пензенской области.
Координация деятельности по вопросам защиты прав потребителей на территории Пензенской области осуществляется в рамках работы Высшего координационного совета, созданного при Губернаторе Пензенской области (Постановление Губернатора Пензенской области от 03.08.2007 № 260 «О Высшем координационном совете при Губернаторе Пензенской области по организации и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пензенской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».
Официальный правоустанавливающий документ размещен на сайте Правительства Пензенской области в сети «Интернет» (http://pnzreg.ru/authority/dokuments-npa/).
В состав Высшего Координационного совета входят: Губернатор Пензенской области, Вице-губернатор Пензенской области, Председатель Правительства Пензенской области, первый заместитель Председателя Правительства - руководитель аппарата Губернатора и Правительства Пензенской области, первые заместители Председателя Правительства Пензенской области, заместители Председателя Правительства Пензенской области, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе руководитель Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, а также представители общественной организации, занимающейся вопросами защиты прав потребителей - «Пензенский Союз потребителей (городской)».
Деятельность Высшего координационного совета направлена на совместное выполнение задач, в том числе в сфере защиты нарушенных прав потребителей, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, путем разработки планов и согласованной реализации мероприятий в различных сферах экономики.
Обеспечено компетентное представительство руководителя Управления в деятельности координационно-совещательного органа при высшем должностном лице субъекта Пензенской области.
В соответствии с комплексным планом указанного межведомственного координационного совета организована работа общественных приемных в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в которых принимаются обращения граждан по вопросам защиты прав потребителей и оперативно направляются для всестороннего рассмотрения по существу в уполномоченные органы.
Вопросы по защите прав потребителей регулярно в течение 2021 г. рассматривались также на заседаниях Координационного совета по вопросам развития сферы потребительского рынка при Правительстве Пензенской области. В ходе заседаний обсуждались вопросы проведения мониторинга соблюдения Правил продажи в предприятиях торговли, требований к обязательной маркировке определенных категорий товаров средствами идентификации, вопросы развития потребительского рынка региона, кроме того был затронут, вопрос мониторинга цен на потребительские товары.
Руководитель Управления входит в состав комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Пензенской области, работа которой направлена на координацию деятельности и обеспечение системного подхода для реализации основных задач, поставленных Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации. На заседаниях обсуждались вопросы обеспечения защиты прав потребителей на качество и безопасность товаров, на получение достоверной информации о продукции, находящейся в легальном обороте, а также касающиеся совместной работы по контролю за производством и оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Продолжают действовать соглашения Управления о взаимодействии:
- с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пензенской области от 17.01.2014г.
- с Пензенским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26.09.2014г.
- с Пензенской областной торгово-промышленной палатой от 31.03.2016 г.
- с Пензенским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» от 18.07.2017 г.
- с Региональным объединением работодателей «Ассоциация промышленников Пензенской области»от 29.12.2017 г.
- с Союзом производителей и дистрибуторов от 19.03.2020 года.
Знаковым событием для гражданского общества стало создание Совета при Губернаторе Пензенской области по развитию гражданского общества, образованного распоряжением Губернатора от 08.06.2021 № 296-р.
Совет призван вносить и рассматривать предложения по определению мер поддержки гражданских инициатив, готовить законодательные предложения, способствующие успешной реализации общественных и социальных проектов, повышать эффективность межведомственного взаимодействия в сфере развития гражданского общества, формировать методики и модели организации взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления с институтами гражданского общества.
Приказом руководителя Управления от 20.02.2012г. № 21 был создан Консультативный совет по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (далее - Консультативный совет), который является постоянно действующим совещательным и координационным органом по осуществлению на территории региона мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей.
В состав Консультативного совета входят представители Управления, Правительства Пензенской области, различных общественных организаций по защите прав потребителей.
На заседаниях Консультативного совета происходит обсуждение актуальных вопросов, вырабатываются предложения по алгоритму совместных действий для реализации комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в первую очередь в наиболее проблемных секторах потребительского рынка.
3. Реализация органами местного самоуправления полномочий по защите прав потребителей.
3.1. На территории Пензенской области специальные муниципальные программы по защите прав потребителей не приняты.
При этом реализуется ряд иных муниципальных программ, действующих по различным направлениям, в которых отражены вопросы обеспечения защиты прав отдельных категорий граждан. Например: программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в городе Пензе», муниципальная программа «Создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания в Пензе, муниципальная программа: «Развитие инвестиционного потенциала и предпринимательской деятельности в Сосновоборском районе Пензенской области на 2014-2021 годы», которая принята с целью обеспечения населения качественными товарами и услугами и другие.
3.2. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 №244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу 10.08.2018г.), расширены права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа в части решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. В частности, предоставлены права на осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Органы местного самоуправления проводят работу в рамках наделенных полномочий, однако, в их структуре в подавляющем большинстве отсутствуют самостоятельные подразделения, реализующие полномочия по защите прав потребителей в порядке ст.44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Взаимодействие осуществляется в формах планирования и реализации совместных мероприятий, обмена информацией, необходимой для реализации полномочий, подготовки предложений по вопросам, затрагивающим права граждан-потребителей. Управление принимает участие в работе комиссий, рабочих групп, советов, коллегий и иных совещательных органов при обсуждении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Из 320 только в 10 органах местного самоуправления работу по направлению защиты прав потребителей осуществляют обособленные подразделения. Выделение отдельных специалистов по данному направлению позволило бы поднять уровень эффективности работы органов местного самоуправления в качестве участников региональной системы защиты прав потребителей Пензенской области. Однако, ввиду определенных сложностей местного финансирования органы местного самоуправления не имеют возможности по созданию отдельных структурных подразделений.
3.3. Органами местного самоуправления проведена работа по разъяснению законодательства, как на личных приемах, так и по телефону.
В органы местного самоуправления в 2021г. поступило 3070 обращений граждан, связанных с вопросами защиты прав потребителей.
Структура поступивших обращений в разрезе отдельных сфер потребительских отношений следующая:
1544 (50,3%) обращений – торговля,
1526 (49,7%) – различного вида услуги, в том числе:
общественное питание………………………….231
медицинские услуги………………………… …197
бытовые услуги………………………………… 246
услуги ЖКХ…………………………………… 145
транспортные услуги……………………………186
финансовые услуги……………………………. 131
долевое строительство ……………………...…...40
техническое обслуживание
и ремонт автомототранспортных средств……….43
гостиничные услуги ………………………………131
туристские услуги…………………………………176
Увеличилось количество обращений граждан по туристским услугам по сравнению с периодом прошлого года (в 2020г.- 101 обращение) и транспортным услугам (в 2020г.- 148 обращений), это обусловлено сложившейся ситуацией, связанной с коронавирусной инфекцией и ограничением выезда за пределы РФ.
На все обращения даны ответы, оказана помощь в подготовке 324 претензий.
3.4. Количество и структура проведенных органами местного самоуправления в 2021г. мероприятий по консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей представляет собой:
- Проведение 29 обучающих семинаров, в том числе с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Проведение мониторинга по вопросу пресечения незаконного оборота алкогольной продукции и промышленной в 1732 предприятиях (1152 объектах торговли, 448 предприятиях общественного питания и прочих объектах) с участием представителей Пензенского Союза потребителей (городского), Управления ветеринарии по Пензенской области. Мероприятия направлены на выявление и пресечение деятельности предприятий торговли и услуг, нарушающих требования законодательства.
- Проведение профилактической работы, направленной на предотвращение нарушений, осведомленности потребителей о способах защиты их прав.
Администрация города Пензы активно взаимодействует с общественной организацией «Пензенский Союз потребителей (городской)», которая осуществляет работу по вопросам защиты прав потребителей.
Результаты совместной работы характеризуют следующие данные:
- дано консультаций – 976,
- составлено претензий - 198,
- разрешено претензий в досудебном порядке – 287,
- составлено исковых заявлений в суд – 52,
- завершено судебным решением в 2021г. в пользу истца – 31,
- исполнено судебных решений в пользу истца -12.
3.5. Органы местного самоуправления в 2021 году самостоятельно не обращались в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
3.6. Иски о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей в суды также не направлялись.
4. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пензенской области по организации взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциаций, союзов).
В Пензенской области остается актуальным усиление роли общественного потребительского движения, активное его участие в формировании и реализации как можно большего числа направлений в области защиты прав потребителей Управление рассматривает как объективное условие для тесного и плодотворного взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциаций, союзов).
4.1. По состоянию на 1 января 2021 года на территории Пензенской области зарегистрировано 5 общественных объединений потребителей, в том числе 1 областного уровня и 4 городского и районного уровня, специализирующихся на защите прав потребителей.
Со всеми общественными организациями по защите прав потребителей Управлением подписаны соглашения о взаимодействии.
При этом в настоящее время активно функционирует, и Управление наиболее плодотворно взаимодействует с общественным движением Ассоциация потребителей Пензенской области (ОД «АППО») и общественной организацией «Пензенский Союз потребителей (городской)».
Представители общественных организаций являются членами Консультативного совета по защите прав потребителей при Управлении, в случае необходимости к работе совета привлекаются и представители других общественных объединений.
4.2. Основными направлениями взаимодействия Управления и общественных организациями по защите прав потребителей являются:
- обмен актуальной информацией по фактам нарушений прав потребителей с целью их эффективного пресечения;
- проведение совместных информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности населения,
- организация и проведение круглых столов, совещаний по вопросам потребительской тематики.
В рамках заключенных соглашений все мероприятия по вопросам информирования населения по вопросам защиты прав потребителей проводятся с участием членов общественных организаций.
В течение 2021 года совместно с общественными объединениями потребителей Управлением в режиме видеоконференций проведен ряд тематических мероприятий, направленных на повышение уровня правовой защищенности потребителей и правильного применения положений законодательства в сфере защиты прав потребителей, контролю ситуации в части введения маркировки товаров средствами идентификации в том числе:
- серия разъясняющих семинаров для предпринимателей по теме «Введение маркировки товаров средствами идентификации»;
- обучающие семинары для потребителей и хозяйствующих субъектов в г. Пензе и районах Пензенской области по вопросам новаций и применения законодательства о защите прав потребителей;
- проведение обучающих занятий для учащихся общеобразовательных учреждений г. Пензы по основам предпринимательской деятельности, потребительских знаний и финансовой грамотности;
- проведение совместных мероприятий, пресс-конференции со СМИ в г. Пензе, в городах и районах области в связи с празднованием Всемирного дня защиты прав потребителей в 2021г.
Так в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей был разработан совместный план мероприятия. В рамках выполнения плана мероприятий по подготовке и проведению Всемирного дня защиты прав потребителей специалистами Управления совместно с общественными организациями по защите прав потребителей и специалистами консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» были проведены семинары-встречи с потребителями.
Особое внимание акцентировано на способах защиты оспоренных или нарушенных прав потребителей в досудебном и судебном порядке.
В аппарате Уполномоченного по правам человека в Пензенской области состоялась горячая линия , проведенная совместно с ПРО «Ассоциация юристов России» в рамках акции «Правовой марафон для пенсионеров», с участием представителя Управления. На горячую линию поступили вопросы по оплате за ЖКУ, Об обеспечении возможности оплаты ЖКУ посредством наличных или безналичных расчетов, несвоевременного направления квитанций на оплату ЖКУ. Всем обратившимся даны разъяснения и консультации.
4.3. С целью практического взаимодействия Управления с общественными объединениями и организациями потребителей, Приказом руководителя Управления от 20.02.2012г. № 21 был создан постоянно действующий совещательный орган - Консультативный совет по защите прав потребителей при Управлении (далее - Консультативный совет).
15.03.2021 г. в Управлении состоялось заседание Консультативного совета по защите прав потребителей, связанного с тематикой Всемирного дня: «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» («Tackling Plastic Pollution»). Первый вопрос повестки заседания был посвящен актуальной теме утилизации пластиковых отходов в Пензенской области.
Предметом обсуждения стали, существующие проблемы, требующие привлечения внимания и взаимодействия со стороны и государственных структур, и бизнес-сообщества, и рядовых граждан. На Консультативном совете принята к сведению информация представителя предприятия, занимающегося раздельным сбором мусора в г. Пензе и оказывающего услуги по закупке, переработке и утилизации вторичного сырья и опасных отходов. В ходе обсуждения отмечено, что ответственность потребителя заключается, прежде всего, в рациональном подходе к выбору приобретаемых товаров и услуг и их надлежащей утилизации после использования. Формирование «правильного» общественного мнения, нацеленного на сохранение природы и комфортной среды обитания, является одним из направлений решения пластикового загрязнения.
На Консультативном совете также были рассмотрены вопросы маркировки товаров как метода обеспечения устойчивости потребительского рынка, в том числе озвучены результаты проведенных проверочных мероприятий. Обсуждались проблемы практической реализации маркировки товаров, в том числе на примере предприятия-изготовителя, проводящего работу по внедрению системы маркировки готовой продукции.
В обсуждении указанных вопросов приняли участие представители Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, Министерства промышленности и инновационной политики Пензенской области, Министерства сельского хозяйства Пензенской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», общественной организации по защите прав потребителей «Союз потребителей (городской)».
По итогам проведения Консультативного совета принято решение о продолжении практики объединения действий всех участников национальной системы защиты прав потребителей, конкретизирован алгоритм взаимодействия.
Информация о проведенном Консультативном совете доведена до широкого круга потребителей путем освещения в средствах массовой информации, в том числе на телевидении (на каналах «Россия 1», «Экспресс», «11 Канал»).
5. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пензенской области по организации взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти.
5.1. Управление осуществляет деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.
Продолжают действовать ранее заключенные соглашения с Государственной инспекцией труда в Пензенской области, Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Пензенской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, УГИБДД УВД по Пензенской области, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, Межрегиональным управлением № 59 Федерального медико-биологического агентства России, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы, соглашение о взаимодействии и координации деятельности с центром Федерального государственного казенного учреждения № 1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации, соглашение о взаимодействии с Управлением МВД России по Пензенской области, регламент взаимодействия Саратовской таможни и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области при проведении контрольных мероприятий по противодействию незаконному ввозу и обороту товаров, соглашение о взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Пензенской области, соглашение о взаимодействии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, Министерства здравоохранения Пензенской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 59 ФМБА России» и ФГБУ «Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии Минздрава России и др.
В 2021 году взаимодействие с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществлялось на этапах планирования, осуществления проверок, обмена информацией о выявленных нарушениях и принятых мерах по их устранению в соответствии с заключенными соглашениями.
Методом взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Пензенской области с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля является информирование о результатах проводимых проверок, о состоянии соблюдения законодательства РФ в соответствующих сферах деятельности. В течение 2021г. информирование осуществлялось на семинарах-совещаниях, через официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
Для рассмотрения по подведомственности в Управление направляются обращения граждан, содержащие данные о фактах нарушений их потребительских прав. Управление в свою очередь рассматривает поступившие обращения, а также материалы, содержащие данные о фактах нарушений хозяйствующими субъектами законодательства о защите прав потребителей и принимает меры административного воздействия к нарушителям в пределах предоставленных полномочий.
По запросам органов прокуратуры Управлением регулярно выделяются специалисты для участия в проверках, подготавливаются информации о нарушениях в сфере торговли, жилищно-коммунальных услуг, финансовых услуг, долевого строительства. Специалисты Управления принимали участие в выездных проверках совместно с прокуратурой области, таможни.
В Приёмной Президента Российской Федерации в Пензенской области руководителем Управления проведено 2 приёма граждан по вопросам по защиты прав потребителей, в ходе, которого все обратившиеся граждане получили разъяснения по заданным вопросам. Кроме того, по результатам приема граждан были заполнены регистрационно-контрольные карточки, все обращения взяты на контроль, приняты меры по их рассмотрению по существу.
Проводилась межведомственная работа, по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, специалисты Управления приняли участие в 53 рабочих совещаниях, в том числе в Правительстве Пензенской области, Администрации г. Пензы, и иных федеральных органах исполнительной власти, в том числе: Росздравнадзора, Рособрнадзора, Роскомнадзора:
- по вопросам соблюдения защиты прав школьников на получение качественного и полноценного питания в столовых школ;
- по вопросам соблюдения законодательства РФ при реализации алкогольной и табачной продукции;
- о расширении перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;
- о соблюдении прав и законных интересов маломобильных групп населения при продаже товаров и оказания услуг.
В рамках межведомственного взаимодействия в 2021г. Управлением продолжена работа, направленная на комплексную реализацию мероприятий по недопущению оборота санкционных товаров, незаконного ввоза и реализации на территории Пензенской области товаров, подпадающих под действие специальных экономических мер в условиях действия экономических санкций, введенных Российской Федерацией, в том числе путем участия в работе межведомственных мобильных групп, в состав которых вошли специалисты Управления, а также Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, Саратовской таможни, УМВД России по Пензенской области, Межрегионального Управления Ространснадзора по Пензенской области и Республике Мордовия.
В отношении продавцов табачной продукции, обувных изделий проверки проводились во взаимодействии с правоохранительными органами – УМВД России по Пензенской области, с представителями Саратовской таможни.
В рамках межведомственного взаимодействия с органами местного самоуправления, Правительством Пензенской области, УМВД России по Пензенской области осуществлялся регулярный обмен оперативной информацией о наличии в предприятиях торговли и общественного питания признаков нарушений законодательства, регулирующего оборот алкогольной и табачной продукции, и при поступлении соответствующих сведений Управлением принимались необходимые исчерпывающие меры по пресечению нарушений действующего законодательства.
В 2021г. в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, Управлением используется дистанционный формат контроля оборота алкогольной продукции путем взаимодействия с Межрегиональным Управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу.
Организован регулярный обмен информационными материалами, с Росалкогольрегулированием проводится совместный анализ данных, содержащихся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Сведения данного информационного ресурса обеспечивают прослеживаемость движения алкогольной продукции и позволяют обнаружить нарушения обязательных требований.
В частности, в ходе мониторинга выявлены факты движения партий пива с истекшими сроками годности от оптовых поставщиков к розничным продавцам, в связи с чем, в целях предотвращения действий, создающих угрозу причинения вреда здоровью граждан, оперативно проведены необходимые профилактические мероприятия - получателям такой продукции в рознице объявлено 6 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований и усилении контроля за сроками годности пива и, пивных напитков. Результатом стало недопущение партий продукции с истекшим сроком годности на потребительский рынок Пензенской области.
Согласно данных ЕГАИС по уже состоявшимся единичным фактам продажи продукции, срок годности которой истек, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, виновные привлечены к административной ответственности.
В рамках реализации полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота товаров без маркировки организовано взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, представители Управления вошли в состав межведомственной рабочей группы по вопросам введения системы маркировки товаров средствами идентификации на территории Пензенской области, созданной согласно распоряжения Губернатора Пензенской области от 08.07.2020г. № 313-РП.
5.2. В 2021 г. Управление не участвовало в судебной защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей), инициированной иными федеральными органами исполнительной власти.
Работа по совершенствованию сложившегося взаимодействия будет продолжена в 2022 г.
6. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пензенской области по организации взаимодействия с многофункциональными центрами представления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ):
6.1. Основной целью деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Пензенской области является организация и обеспечение деятельности единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории области.
На территории Пензенской области размещено 33 офиса многофункциональных центров представления государственных и муниципальных услуг в 30 муниципальных районах городских округов.
6.2. Между Управлением и Государственным автономным учреждением Пензенской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Пензы Пензенской области» (далее - «МФЦ») заключено Соглашение о взаимодействии в части оказания услуг «Прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и ИП отдельных видов работ и услуг» от 12.03.2018 г.
31.05.2019 г. заключено дополнительное соглашение, предметом которого стало внесение изменений в части определения порядка взаимодействия при организации предоставления в МФЦ услуги «Прием обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав».
В течение 2021 г. при предоставлении указанной услуги проводился информационный обмен между МФЦ и Управлением в электронном виде, посредством единой мультисервисной сети передачи данных (ЕМСПД), с использованием автоматизированной информационной системы МФЦ (АИС МФЦ), при этом срок передачи обращения заявителя по вопросам защиты прав потребителей в Управление не превышал одного рабочего дня с момента приема заявителя в МФЦ.
07.08.2020г. в рамках реализации пилотного проекта внедрения целевой модели «Организация взаимодействия граждан и представителей бизнес-сообщества с органами контрольно-надзорной деятельности в МФЦ» между Управлением и ГАУ МФЦ Пензенской области заключено соглашение, в соответствии с которым специалистами Управления проведено обучение сотрудников ГАУ МФЦ Пензенской области по вопросам взаимодействия граждан и представителей бизнес-сообщества с Управлением в ГАУ МФЦ Пензенской области и утвержден график дистанционного консультирования граждан и предпринимателей в ГАУ МФЦ Пензенской области представителями Управления посредством видеоконференцсвязи.
6.3. Специалистами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Пензенской области осуществляются мероприятия по оказанию консультаций потребителям, разъяснение их прав по потребительскому законодательству, оказанию помощи составлении претензий, разрешении жалобы потребителя во внесудебном порядке, извещению в установленном порядке федеральных органов исполнительной власти при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, подготовка и публикация материалов по вопросам защиты прав потребителей в СМИ, размещение информационных материалов для потребителей в зданиях администраций районов.
По защите прав потребителей на территории МФЦ Управлением оказано 67 консультаций, составлено 32 претензии.
6.4. С сентября по декабрь 2021 на базе ГАУ МФЦ Пензенской области в дистанционном формате специалистами Управления проведено 8 консультаций граждан, записавшихся на прием, с использованием поясняющей (справочной) информации в виде памяток. Темами консультаций стали в числе других следующие вопросы: «Какие права имеет пассажир при задержке или отмене рейсов и что он может предпринять в таких случаях?», «Цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке. Что делать?», «Как проверить, не воруют ли коммунальщики наши деньги из квартплаты?», «Приобрели товар (продукты питания) у граждан, которые не являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, соответственно не имеющих сертификат соответствия на продукцию. Товар оказался некачественным. Куда можно направить обращение по данному нарушению?», «Купила в магазине сапоги со скидкой. Когда пришла домой, выяснила, что они имеют незначительный брак. Решила вернуть их обратно, но магазин мне отказал, объяснив, это тем, что товар продан со скидкой. Кто прав в данном случае?» и другие.
6.5. Информационные материалы для обращения в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга потребителей в Управление из МФЦ не направлялись.
7. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пензенской области по судебной защите прав потребителей.
Управлением в рамках реализации полномочий, предусмотренных статьей 40 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в 2021г продолжено осуществление деятельности по судебной защите прав потребителей посредством дачи заключений по делам о нарушении прав потребителей, обращения в суд в целях защиты прав и законных интересов конкретных потребителей, неопределенного круга потребителей.
В течение 2021г. специалисты Управления привлечены к участию в 290 судебных процессах для дачи заключения в защиту нарушенных прав потребителей, которым отказано в удовлетворении законных требований в случаях продажи товаров и оказания услуг ненадлежащего качества. В пользу потребителей судами вынесено 290 решений.
Сумма удовлетворенных имущественных требований потребителей составила 8916,3 тыс. руб., из них компенсация морального вреда - 247,8 тыс. руб.
Наибольшее количество заключений по делам о защите прав потребителей дано Управлением в сфере розничной торговли, гостиничных услуг и бытовых услуг населения.
Анализ структуры заключений показывает, что по сферам предпринимательской деятельности 280 подготовленных заключений по делам о защите прав потребителей распределились следующим образом:
-99 заключений или 34 % - в сфере розничной торговли;
-29 заключения или 10 % - бытовое обслуживание населения;
-4 заключения или 1,4 % - техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств;
- 4 заключения или 1,4 % - услуги автостоянок;
- 33 заключения или 11,4 % - гостиничные услуги;
- 9 заключений или 3 % - туристские услуги;
- 11 заключение или 3,8% - транспортные услуги;
- 7 заключений или 2,4 % – услуги связи;
- 15 заключений или 5,2 % - деятельность на финансовом рынке;
- 8 заключений или 2,8 %-деятельность платежных агентов;
- 12 заключений или 4 % - долевое строительство;
-19 заключение или 6,6 % - в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- 4 заключение или 1, 4% - образовательные услуги;
- 8 заключения или 2,8 % - медицинские услуги;
- 4 заключение или 1,4 %- риэлтерская деятельность;
- 16 заключений или 5,5 % - культурно развлекательные мероприятия;
- 8 заключений или 2,8 % - прочие виды деятельности.
Количество заключений, данных в судах по делам о защите прав потребителей по сравнению с 2019 г. выросло на 3,6% (в 2020г. – 280, в 2021г. – 290), и при этом расширились структура дел, по которым Управление было привлечено судом для участия в целях дачи заключения (в 2020г. - 17 сфер деятельности, в 2021г. - 18).
При проведении специалистами Управления контрольных мероприятий и административных расследований, при рассмотрении обращений потребителей о нарушении их прав были выявлены факты нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, которые касались неопределенного круга лиц, а именно любых лиц, намеренных приобрести или приобретавших некачественные товары, заказывающих или получающих услуги, не соответствующие условиям договора.
По выявленным фактам нарушений в соответствии с положениями ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Управлением подготовлены и поданы в суд 52 исковых заявлений в защиту неопределенного круга лиц, так как признание судом действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и принятие судом решения об обязании ответчика прекратить реализацию товаров или оказание услуг с нарушением обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации является соразмерной и адекватной мерой в целях предотвращения новых нарушений прав потребителей.
Судами рассмотрены 52 заявления Управления в защиту прав неопределенного круга потребителей, при этом по всем исковые требования удовлетворены в полном объеме, то есть удельный вес удовлетворенных исков составил 100 %.
По сферам предпринимательской деятельности 52 иска в защиту неопределенного круга потребителей распределились следующим образом:
- 23 иска или 44 % - в сфере розничной торговли;
- 20 исков или 38 % – в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- 4 иска или 7,7 % – образовательные услуги;
- 4 иска или 7,7 % – прочие виды деятельности.
В установленных действующим законодательством случаях Управлением в 2021г. реализованы полномочия по обращению в суд в интересах конкретных потребителей. Всего подано 30 исков в защиту нарушенных прав и законных интересов конкретных граждан-потребителей, объем денежных средств, присужденных в пользу потребителей, составил 952,2 тыс. руб., из них компенсация морального вреда -40,6 тыс. руб.
По сферам предпринимательской деятельности 30 исков в защиту в защиту конкретных потребителей распределились следующим образом:
- 21 иск или 70% - в сфере розничной торговли;
- 2 иска или 6,7%- в сфере бытового обслуживания населения;
- 2 иска или 6,7%- в сфере туристских услуг;
- 1 иск или 3,3% – в долевое строительство жилья;
- 1 иск или 3,3 % образовательные услуги;
- 1 иск или 3,3 % – в сфере культурно-развлекательных услуг
- 2 иска или 6,7 % – прочие виды деятельности.
В 2021 г. Управлением иски в защиту прав и законных интересов групп лиц потребителей Управлением не подавались.
Задачу качественной подготовки к судебным заседаниям с целью достижения высокой результативности и обеспечения планового показателя – «100% удовлетворенных исков от числа рассмотренных» Управление считает приоритетной, и этот индикатор продолжит использоваться при анализе правозащитной деятельности в 2022 г.
8. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пензенской области по контролю за владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах).
В 2021г. в Управлении поступило 26 (письменных и устных) обращений с жалобами на оказание услуг такси ненадлежащего качества (грубость водителей, завышение водителем стоимости проезда относительно озвученной при заказе), заказанных на сайтах агрегаторов, по которым в адрес потребителей направлены необходимые разъяснения и рекомендации, выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, подготовлены проекты исковых заявлений для защиты нарушенных имущественных прав и компенсации морального ущерба.
Так, например, в Управление поступило обращение гражданина, о том, что ООО «Яндекс.Такси» при отказе пассажира от поездки удерживает с потребителей сумму в размере тарифа за период от прибытия автомобиля до момента отказа, но не менее минимальной цены тарифа 100 рублей. Установление фиксированной суммы в размере не менее минимальной цены тарифа 100 рублей нарушает безусловное право потребителя на односторонний отказ от исполнения договора без взимания с него какой-либо оплаты, кроме фактически понесенных исполнителем расходов по договору. Управлением ООО «Яндекс.Такси» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2021г. особую актуальность получила деятельность агрегаторов, связанных с реализацией товаров. Об этом свидетельствует доля обращений потребителей на нарушение их прав при приобретении товаров дистанционным способом с использованием информационных площадок агрегаторов.
Например, на сайте интернет-магазина www.ozon.ru (ООО «Интернет Решения», далее - Продавец), потребителем был заказан и оплачен товар, но в дальнейшем заказ отменен (аннулирован) продавцом со ссылкой на установленные Правила. При анализе материалов обращения и информации, размещенной продавцом в сети Интернет, установлено, что при заключении договора купли-продажи на сайте интернет-магазина www.ozon.ru покупатели соглашаются на «Условия продажи Товаров для физических лиц в OZON.ru», опубликованных по ссылке: https://docs.ozon.ru/common/pravila-prodayoi-i-rekvizity/usloviya-prodayoi-tovarov-dlya-fizicheskih-lits-v-ozon-ru/ (далее – Условия продажи).
Однако, правовая оценка содержания Условий продажи показала наличие условий, ущемляющих права потребителей. В частности несколько пунктов Условий продажи содержит перечень поводов для аннуляции продавцом заказа, притом, что законодательством в области защиты прав потребителей не допускается такой односторонний отказ со стороны Продавца.
Включение в договор купли-продажи условия о продаже товаров с возможным нарушением обязательных требований противоречит требованиям законодательства и ущемляет права потребителей.
Предоставление недостоверной информации о цене товара (умышленное снижение цены до момента оплаты заказа) свидетельствует о действиях по введению потребителей в заблуждение, так как, предлагая товар по низкой цене и завлекая граждан заключить договор и в дальнейшем оплатить деньги, ООО «Интернет Решения» изначально допускает отсутствие намерений поставить потребителю товар, цена которого определена договором купли - продажи (в момент получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи).
Управлением ООО «Интернет Решения» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. При контроле его исполнения Управлением получена информация о внесении необходимых изменений в Условия продажи.
9. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пензенской области при применении практики контрольной закупки.
В течение 2021 г. специалистами Управления проведены 3 контрольные закупки, из которых две – в 1 полугодии 2021 г. (с уведомлением органов прокуратуры согласно требований Федерального закона № 294-ФЗ) и одна во 2-ом полугодии 2021г. (после согласования ее проведения с прокуратурой в соответствии с требованиями Федерального Закона № 248-ФЗ).
Структура:
- в розничной торговле – 2, приобретена пищевая продукция на сумму 1923,2 руб.;
- бытовое обслуживание -1, услуги автомойки на сумму 770 руб.
Итого в ходе контрольных закупок приобретены товары и услуги на общую сумму 2693,2 руб.
Все контрольные закупки осуществлены на основании поступивших обращений потребителей, которые содержали описание нарушений прав заявителей, при этом незаконные действия носили систематический характер, что указывало на угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В розничной торговле основанием для проведения контрольных закупок явились нарушения прав потребителей на получение достоверной информации о весе и стоимости товаров, обман потребителей, который выразился в обсчете при приобретении весовой продукции, отпуске товара фактически меньшего веса, чем определено договором купли-продажи:
- фактический вес продукции отличался в меньшую сторону от значения, озвученного продавцом при продаже;
- названная продавцом стоимость покупки превышала реальную стоимость товара исходя из фактически отпущенного количества (масса нетто весового товара) и цены за 1кг.
12.03.2021г. в ходе проведения контрольной закупки в магазине «Светофор» была приобретена весовая пищевая продукция – мясо птицы, охлажденное в упаковках изготовителя с указанным весом, однако, при расчете на кассе продукция - грудка куриная была взвешена продавцом вместе с упаковкой (с подложкой), в результате чего вес товара увеличился, а его стоимость возросла.
Обстоятельства заключения договора розничной купли-продажи в части действий продавца по определению стоимости товара, правильность произведения денежных расчетов с покупателями исходя из фактически отпущенного количества товара, были установлены в условиях специального проверочного мероприятия, в ходе которого была создана реальная ситуация для совершения сделки розничной купли-продажи, без предварительного уведомления продавца.
В ходе контрольной закупки были совершены действия по приобретению пищевой продукции от имени рядового покупателя на общую сумму к оплате 614 руб. 52 коп. за общий вес грудки ЦБ (с кожей охлажденная на подложке) 3,236 кг, в результате чего установлен факт обсчета, который совершен путем повторного взвешивания продавцом товара, на котором производителем уже указана масса нетто. В рассматриваемом случае вес увеличивался за счет недопустимого совместного взвешивания с упаковкой. Продавец привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
04.08.2021 г. непосредственно в ходе контрольной закупки в магазине «Продукты Ермолино» было совершено контрольно (надзорное) действие – эксперимент, который представлял собой тест-ситуацию, когда была создана реальная ситуация по приобретению весовых кондитерских изделий от имени рядового покупателя.
Оценка соблюдения юридическим лицом обязательных требований при продаже весовой пищевой продукции включала оценку правильности произведения взвешивания на весах и денежных расчетов с покупателями, установления/не установления обвеса/обсчета покупателя и оценку достоверности предоставления информации потребителю о весе и стоимости приобретенного товара.
Приобретены весовые мясные полуфабрикаты 2 наименований и кондитерские изделия 3 наименований на общую сумму по кассовому чеку 1308 руб. 68 коп. При перевешивании и пересчете стоимости отпущенных товаров обвеса не установлено, при этом сдача продавцом выдана в меньшем размере (утаивание части денежных средств при расчете за покупку). По факту обсчета продавец привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
17.03.2021 г. в ходе контрольной закупки в отношении предпринимателя, оказывающего услуги автомойки, установлен факт нарушения требований ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителе», а именно услуги автомойки оказывались при отсутствии обязательной информации на вывеске. В части обращения об отказе исполнителя в оформлении в письменной форме договора об оказании услуг, сведения не подтвердились, договор об оказании услуги автомойки, исполненной в присутствии потребителя, был оформлен после расчета путем выдачи квитанции с указанием наименования и стоимости услуги. На предпринимателя составлен протокол об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, вынесено предупреждение, нарушение устранено.
Основные трудности при осуществлении контрольных закупок связаны со сложностью фиксации процесса их проведения в части незаметности применения технических средств, а также обеспечения качества и непрерывности видеосъемки. Получение денежных средств для проведения контрольных закупок и возврат неизрасходованных (возвращенных) проблем не вызывает.
10. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пензенской области по контролю за маркировкой отдельных видов товаров средствами идентификации.
Одним из основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в ходе осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является контроль за исполнением обязательных требований законодательства по маркировке товаров средствами идентификации в целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории Пензенской области.
В 2021 году Управлением продолжено проведение контрольных мероприятий в отношении оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Всего проведено 268 мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих продукцию, подлежащую маркировке средствами идентификации, в отношении 6 подконтрольных групп товаров, из которых:
- 45% от общего числа проверок по маркировке проведено по контролю табачных изделий;
- 31% - в отношении товаров легкой промышленности;
- 26% - по контролю маркировки обуви.
Проверки в отношении продавцов парфюмерно-косметических товаров, автомобильных шин и фототоваров составили от 1 до 2% от общего количества проверок.
Выявлены следующие нарушения установленных требований:
а) продажа товаров совсем без специальных кодов идентификации;
б) реализация с нарушением порядка маркировки средствами идентификации;
в) нахождение в обороте с нарушением порядка представления участниками оборота информации оператору государственной информационной системы мониторинга, то есть в информационный ресурс маркировки (ГИС МТ).
В 2021 году вопросы противодействия незаконному обороту табачной продукции разрешались Управлением в ходе работы межведомственных рабочих групп, совместно с Федеральной налоговой службой, УМВД России по Пензенской области, общественной организацией «Союз производителей и дистрибьюторов Пензенской области».
Выявлены факты, связанные с нарушением установленных запретов курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, а также несоблюдения ограничений расположения торговых объектов относительно образовательных организаций.
Были исследованы вопросы о подлинности федеральных марок на сигаретах, произведена оценка на предмет наличия средств идентификации при обороте табачной продукции.
В ходе проверок изъято 1608 пачек сигарет, на которых отсутствовала обязательная маркировка, в том числе средствами идентификации либо акцизные марки признаны поддельными по результатам проведенной экспертизы.
По результатам проверок составлено 33 протокола, штрафные санкции составили более 250 тысяч рублей, вся изъятая продукция конфискована по решению суда.
В 2021году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 года № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» проведено 70 мероприятий и почти 50% из них закончились выявлением нарушений.
Всего в ходе мероприятий проверено около 7,5 тысяч пар обуви, из которых 15% (1166 пар) находились в обороте с нарушением установленных требований (для сравнения доля немаркированных товаров по итогам 2020 года составляла почти 40%).
Структура в зависимости от происхождения выявленного объема обуви без маркировки следующая: 3,5% отечественного производства, 7,5% импортного производства и 89% - обувь неизвестного производителя, без информации о стране происхождения, что также является нарушением требований Технического регламента.
При этом 46% от общего числа обуви с нарушениями, реализовывались совсем без маркировки средствами идентификации; и 56% - с нарушением требований к маркировке средствами идентификации и внесения сведений о маркировке в ГИС МТ.
По результатам проведенных мероприятий составлено 32 протокола об административных правонарушениях, на немаркированные и маркированные ненадлежащим образом обувные товары на сумму более 800 тысяч рублей, наложен арест в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ, и в дальнейшем судами вынесены решения о конфискации.
Общая стоимость изъятых обувных товаров с выявленными нарушениями с начала действия требований о маркировке составила более 3,5 млн. руб.
При контроле маркировки товаров легкой промышленности в 2021 году проведено 83 мероприятия, в ходе которых в 45 случаях выявлены нарушения (54%). Проверено около 6 тысяч единиц различной продукции, согласно кодов ТН ВЭД относящейся к перечню товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации. Нарушения выявлены при реализации 133 единиц (2,2%), из которых 15% - отечественного производства, 42% - импорт, 43% – неизвестного производителя и без информации о стране происхождения.
Маркировка средствами идентификации отсутствовала полностью на 87% изделий, на остальных - содержала недостоверные сведения.
Стоимость изъятых товаров составила общую сумму более 500 тысяч рублей.
Оформлено 45 протоколов по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ и применены меры по изъятию продукции. Судами административные дела рассмотрены с вынесением решений о наложении штрафных санкций и конфискации арестованной продукции.
С октября 2020 года Управлением проводится контроль за маркировкой духов и туалетной воды, в 2021 году проведено 15 мероприятий по контролю, проверено более 1000 ед. продукции, из них в ходе 3-х выявлены нарушения, арестовано товаров на сумму 18 тысяч рублей, составлено 3 протокола по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.12, конфисковано судом 28 единиц продукции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин» с 15.12.2020 года на территории Российской Федерации запрещён оборот шин без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке шин средствами идентификации.
Должностными лицами Управления в рамках рассмотрения обращений потребителя и результатов мониторинга проведены административные расследования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих шины. Выявлен факт нахождения в обороте 2 ед. на сумму 4,5 тыс. руб., вынесено решение об их конфискации.
По вопросам контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, Управление работает в тесном взаимодействии с Саратовской таможней. Должностные лица неоднократно привлекались для оказания содействия в проведении таможенного контроля транспортных средств мобильными группами таможни на автодорогах Пензенской области.
Организован оперативный обмен информацией при выявлении перемещения по территории области подлежащих маркировке товаров, ввозимых из стран ЕАЭС, но фактически не соответствующих требованиям технического регламента, не имеющих, ни маркировки средствами идентификации, ни документов о подтверждении соответствия требованиям безопасности.
В настоящее время подписан протокол рабочей встречи по конкретному факту задержания таможней крупной партии обувной продукции, разработана процедура совместных действий для принятия мер реагирования по факту незаконного оборота товаров.
Вопросы контроля за производством и оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, неоднократно обсуждались на заседаниях Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Пензенской области, которые проходят в Правительстве Пензенской области (далее – Комиссия), входили в повестку заседаний, отмечались в протоколах для принятия соответствующих мер.
В 2021г. руководителем Управления на очередном заседании Комиссии был предоставлен доклад «О результатах работы Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории Пензенской области за 9 месяцев 2021 года», в котором особое место занял раздел о результатах контрольных мероприятий за реализацией, подлежащих маркировке обувных изделий, продукции легкой промышленности и табака. Отмечена недопустимость розничной продажи перечисленных товаров субъектами предпринимательства, которые не зарегистрированы в системе «Честный знак» и не являются легальными участниками оборота (по сравнению с 2020г. число таких фактов во втором полугодии 2021г. сократилось до единичных случаев).
По итогам 2021г. состоялось заседание Комиссии, на котором был представлен доклад руководителя Управления «О соблюдении субъектами предпринимательской деятельности требований действующего законодательства в части маркировки продукции средствами идентификации». В докладе доведена до сведения Губернатора Пензенской области и членов Комиссии информация о результатах правоприменительной практики Управления по данному направлению отмечено, что осуществление системного подхода для реализации основных задач, поставленных Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, организовано Управлением путем проведения мониторинга оборота маркированных товаров, организации профилактических мероприятий в форме консультирования и информирования, а также проведения контрольных (надзорных) мероприятий. В докладе озвучены основные проблемы, внесены предложения по их решению для координации взаимодействия по обеспечению потребительского рынка Пензенской области маркированными товарами.
Минпромторгом России в целях оказания поддержки хозяйствующим субъектам при введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации совместно с оператором системы маркировки ООО «Оператор-ЦРПТ», при участии специалистов Управления на регулярной основе в течение 2021года проводились обучающие разъяснительные мероприятия.
В целях повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Пензенской области применяются новые организационные подходы, принимаются меры по объединению усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.