В адрес управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение потребителя услуги воздушной перевозки в суде с волеизъявлением о судебной защите его нарушенных прав.
Потребителем был заключен договор воздушной перевозки с ООО «Авиакомпания «Победа» 3 членов семьи (2 взрослых, 1 ребенок), рейс Саратов – Санкт–Петербург (отправление 21.03.2021 г.), (1 взрослый) рейс Санкт–Петербург-Саратов (отправление 24.03.2021 г.), стоимость услуги – 20422,0 и 9494,0 рубля соответственно.
Однако в период с 18.03.2021 г. по 23.03.2021 г. один из взрослых пассажиров находился на амбулаторном лечении (диагноз ОРВИ, авиаперелеты противопоказаны), вследствие чего 2-й взрослый член семьи осуществлял уход за больным и был вынужден отказаться от запланированных перелетов, о чем известил перевозчика. Также гр. Р. направил в адрес авиакомпании необходимые документы, подтверждающие основание отказа от перелетов по причине болезни члена семьи, в том числе оригинал решения врачебной комиссии и копию листа нетрудоспособности, документы, подтверждающие родство пассажиров.
По результатам рассмотрения обращения гр. Р. представлен ответ, в котором содержался отказ в возврате денежных средств, по причине непредставления со стороны потребителя оригинала/нотариально заверенной копии листа нетрудоспособности со ссылкой на пункт 8.2 Правил перевозки авиакомпании.
Данное условие является условием, ущемляющим права потребителей, поскольку влечет возможность причинения имущественного вреда потребителю – исключает возможность получения выплаты пособий в рамках обязательного медицинского страхования, может повлечь неблагоприятные последствия – потерю работы. Кроме того, требование перевозчика о представлении нотариально заверенной копии листа нетрудоспособности не основано на законе, влечет для потребителей дополнительные расходы, одновременно, не представление нотариально заверенной копии документа не отрицает факт болезни, не означает его недобросовестность и не лишает его права на получение уплаченной за воздушную перевозку провозной платы.
В целях обеспечения реализации соответствующих полномочий, Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» подготовлено и направлено в суд исковое заявление в интересах конкретных потребителей с требованием о возврате денежных средств, в связи с отменой предварительного бронирования.
Суд, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и определив имеющие значение для дела юридические факты, установил, что отказ ответчика в возврате денежных средств не может быть признан обоснованным, стоимость авиабилетов подлежит возврату, но с учетом норм Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее – Положение), согласно которому денежные средства, не использованные для оплаты услуг, подлежат возврату пассажиру по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. перевозчик возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату по истечении 3 лет с даты отправления рейса.
Сроки и порядок возврата провозной платы, установленные вышеуказанным Положением, носят приоритетный характер и продиктованы объективной необходимостью.
Мировым судьей судебного участка № 3 Волжского района, г. Саратова вынесено решение об удовлетворении исковых требований управления Роспотребнадзора по Саратовской области в интересах конкретных потребителей в части: взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу гр. Р. денежные средства за приобретенные билеты в размере 29916,0 рублей, исполнение которого подлежит не позднее десяти календарных дней после истечения трех лет с даты отправления рейса.
Решение суда вступило в законную силу.