Купив лекарственный препарат, средства личной гигиены, прибор для контроля показателей здоровья, иногда понимаешь, что поторопился и не нуждаешься в данном товаре или он не подходит по характеристикам, комплектации. Однако продавец в аптеке категорически отказывается принять товар обратно или обменять его. Правомерен ли подобный отказ?
Согласно п. 2.17. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 (ред. от 22.04.2014), приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, утвердившим Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Если у товара выявлен недостаток, то согласно ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» возможно:
- Заменить его на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- Заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- Отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.
Вам должны обменять товар и в случае, если потребителю был продан товар ненадлежащего качества;
если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре;
если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами (рецептурный препарат продан без рецепта);
при ошибке со стороны фармацевта в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства, или в его форме.
Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:
истекший срок годности, отсутствие обязательной информации, несовпадение серии и срока годности на упаковке и препарате, отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата; наличие в упаковке брака - сколы, негерметичность, смазанная полиграфия.
Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии, если это технически возможно.
Но что делать, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый?
В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеют место быть), гарантийный талон (при его наличии).
На одном из экземпляров претензии продавец (либо иное лицо принявшее претензию) должен поставить свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в Управление Роспотребнадзора или суд подтвердить соблюдение претензионного порядка.
Будьте внимательны при покупке товара в аптеке и не болейте!
(При подготовке материала использована информация с официального сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора)