Существует множество приемов – хитрых и не очень, с помощью которых продавцы не только заставляют вас покупать больше, но и получают повышенный процент с каждой вашей покупки. Вот самые популярные из них.
1) Завышенные скидки. Заявления о тотальных мегаскидках на товары, которые на самом деле буквально за несколько дней до акции подорожали примерно на столько же, на сколько позже устанавливают скидку (от 30% до 70% от прежней цены).
2) Переклейка ценников. Этот прием любят использовать магазины одежды, когда на товаре соседствуют два ценника. Потребитель, разумеется, думает, что сэкономит определенную сумму, купив вещь по распродажной цене. Однако, скорее всего, вещи и до «распродажи» стоили столько сколько указано в меньшем ценнике, а верхняя цена является фиктивной и существует лишь для того, чтобы вызвать у покупателя эффект сравнения.
3) Вкусные ароматы. Один из самых любимых приемов маркетологов. Экспертами в этой области подсчитано, что запахи мандарина и сосны увеличивают продажи более чем на 20%, аромат шоколада и домашней выпечки – на 60%, а запах свежемолотого кофе привлекает в 2,5 раза больше посетителей. Причем работает это в любое время года, а не только перед зимними праздниками.
4) Акции «Три товара по цене двух». На них следует всерьез обращать внимание, лишь когда дело происходит в знакомых вам магазинах, и вы в курсе, сколько упомянутые товары стоят в обычное время. Иначе легко обмануться и приобрести вещи, цена на которые завышена в полтора – два раза.
5) «Все вещи по одной цене». Рядом с большим товарным развалом ставится табличка: «Скидка столько-то процентов». Покупатели уверены, что речь идет обо всех товарах, соседствующих с объявлением. Однако на кассе оказывается, что предложение действует лишь для самой дешевой футболки, одного вида колготок или «актуального» зимой купальника. Практика доказывает: люди крайне редко отказываются от товаров, уже донесенных до кассы.
6) Разница между привлекательным ценником и стоимостью товара на кассе. Получив в супермаркете чек, не ленитесь проверить выбитые в нем цифры. Если обнаруживается несоответствие, продавцы и кассиры, как правило, заявляют, что цена на товар «просто изменилась», а магазин «не успел» поменять старый ценник на новый. Примечательно другое: даже столкнувшись с таким откровенным обманом, мало кто отказывается от уже купленных товаров или требует компенсировать ценовую разницу.
Как не стать жертвой обмана?
Отправляясь в торговый центр или супермаркет, составьте – мысленно или на бумаге – список вещей, которые хотите купить. Гуляя по магазину, не обращайте внимания на лишние полки и ценники. Примерно подсчитайте сколько денег вы можете позволить себе потратить, и не берите из дома больше этой суммы.
Не стесняйтесь пользоваться телефонным калькулятором. Увидев таблички вроде «Одна упаковка за 82 рубля, две – всего за 174», игнорируйте подобные предложения.
При встрече с плакатом «Лучшая/самая низкая цена в городе» вам опять же поможет смартфон. Если речь идет о более или менее крупной вещи, мобильный интернет легко позволяет узнать, сколько она стоит в интернет-магазинах.
Наткнувшись на одежду с переклеенным ценником, не спешите её покупать, пока эту куртку или джинсы не приобрел кто-то ещё. Спросите себя: купили бы вы их, если бы не были уверены в скидке? Если нет – с легкой душой кладите их обратно на полку.
Если продавец-консультант активно нахваливает вам то или иное изделие, не верьте данным увещеваниям: большинство из продавцов живут на проценты с продаж и лишь стремятся увеличить свою выручку. И не вздумайте испытывать чувство вины, уходя из магазина с пустыми руками: никто не вправе внушать вам обязательство «купить хоть что-нибудь».
Старайтесь расплачиваться «живыми» деньгами, а не кредитными картами. Психологи свидетельствуют, что в таких случаях у человека автоматически включается механизм защиты: наличные деньги, которые видят и держат в руках, люди тратят скрупулёзнее и ответственнее, чем виртуальные банкноты.
Ну и помните, что конец декабря – совсем не последний скидочный рубеж: в январе тоже бывает много акций, притом, как правило, более выгодных, ведь основной покупательский бум, как правило, уже схлынул.
Напоследок – пара нюансов, связанных с законодательными вопросами. Многие магазины заявляют, что товары, приобретенные по акциям или со скидкой, обмену и возврату якобы не подлежат. Это прямое нарушение закона о правах потребителей. Не обменивать товары магазин имеет право лишь в случае их уценки по причине некомплекта или дефектов, о которых покупателя обязаны уведомить и предупредить. Если же этого не сделано – никакие распродажи не освобождают магазин от обязанности принять товар обратно или обменять его в течение двух недель, причем не только если у вещи обнаружился брак, но и вообще без объяснения причин (если это не исключение).