Управление Роспотребнадзора по Пензенской области, действуя в интересах гражданки И.И.В., обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 02 февраля 2018 года потребитель И.И.В. посредством приобретения авиабилетов заключила с АО «Саратовские авиалинии» договор воздушной перевозки.
Стоимость билетов составила 45 680 рублей и оплачена потребителем И.И.В. в полном объеме.
В связи с приказом Федерального агентства воздушного транспорта РФ «Росавиация» от 30.05.2018 №449-П об аннулировании сертификата эксплуатанта акционерного общества «Саратовские авиалинии», с 31 мая 2018 года рейсы перевозчика были отменены. Данные обстоятельства в соответствии с абз.2 п.231 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N82, являются основанием для возврата провозной платы в полном размере без удержания каких-либо комиссий и штрафов.
05 июля 2018 года потребителем И.И.В. в адрес АО «Саратовские авиалинии» направлена заказным письмом с уведомлением письменная претензия с требованием возврата денежной суммы в размере 45 680 рублей, оплаченной за авиабилеты.
В ходе рассмотрения дела истец от требования в части взыскания с АО «Саратовские авиалинии» стоимости авиабилетов отказался, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований истца в этой части. В остальной части заявленные требования оставил без изменения.
Согласно ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со ст.784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки,
Согласно п.1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиров багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
В силу положений ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми .актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п.45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года N17 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
Заочным решением Железнодорожного суда г. Пензы с АО «Саратовские авиалинии» в пользу И.И.В. взыскано неустойка в размере 45 680 рублей, компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей, а также штраф в размере 23 840 рублей.
Также с АО «Саратовские авиалинии» в доход бюджета г.Пензы взыскана государственная пошлина в размере 1 870 рублей 40 копеек.