Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.
В 2018 году Международная Федерация потребительских организаций призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложила в качестве девиза слоган «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
В рамках круглого стола на тему «О правах потребителя при заказе товаров (услуг) через Интернет», прошедшего 23 марта 2018 года в селе Кетово и организованного совместными усилиями Управления Роспотребнадзора по Курганской области и Администрации Кетовского района, были обсуждены актуальные вопросы электронной торговли.
Открыл круглый стол Глава района Владимир Архипов: - Наше население все активнее совершает покупки, приобретает услуги в различных интернет-магазинах. Поэтому, сегодня работа в сфере защиты потребителей для всех уровней власти имеет первоочередную задачу – профилактическую. Нужно как можно больше уделять внимания информированию граждан, начиная с самых младших. Для этого необходимы и ресурсы. В ближайшее время в Администрации Кетовского района планируется ввести должность специалиста, который бы курировал вопросы защиты потребителей на муниципальном уровне, - уточнил Владимир Архипов.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области Данил Вильдяев напомнил участникам круглого стола о стратегически важных нормативных документах, принятых в России в 2017 году и направленных на защиту интересов онлайн-потребителей.
В мае 2017 года Указом Президента Российской Федерации принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, в развитие указанной Стратегии в июле 2017 года Правительством Российской Федерации принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», определившая необходимость совершенствования в 2018-2019 году правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях развивающейся экономики нового типа. Данный документ дает правовые основы для формирования онлайн-площадок по досудебному рассмотрению потребительских споров.
В августе 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Уже в ближайшее время ожидается принятие «закона об интернет- агрегаторах».
В заседании круглого стола приняли участие: начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах Алексей Шаленин, руководитель Управления Роскомнадзора по Курганской области – Елена Овчинникова, директор департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации г. Кургана – Павел Комогоров; начальник отдела развития потребительского рынка Департамента экономического развития Курганской области – Марина Жданова, представители Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», общественных организаций и субъекты предпринимательства, осуществляющие Интернет-торговлю.
В ходе «круглого стола» обсудили ситуацию, сложившуюся на рынке электронной торговли в Курганской области. Представители контрольно-надзорных органов рассказали о своих полномочиях и возможностях в рамках законодательства в этой сфере, предприниматели поделились практикой создания и работы интернет-магазинов.
В заключении участники пришли к мнению о необходимости широкого освящения вопросов продажи товаров через интернет-магазины, подготовки и размещения в СМИ памяток (инструкций) по работе с указанными сайтами и широкому информированию граждан по данной теме, желательно в пространстве Интернет (включая возможности соцсетей и различных каналов), где и находятся целевые аудитория онлайн-продавцов.