Сотрудниками Управления ежедневно ведется личный прием граждан, а также проводятся устные консультации граждан, обратившихся по телефонам Управления, в том числе по телефону «горячей линии», в ходе которых потребителям разъясняются их права, порядок восстановления нарушенных прав, оказывается помощь в составлении претензий.
За 1 квартал 2018 года в Управление поступило 841 обращение граждан, из них 757 письменных, 84 устных.
За 1 квартал 2018 года в общей структуре обращений 335 (39,8%) касаются вопросов санитарного законодательства, 506 (60,2%) обращений по вопросам нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В общем числе обращений за 1 квартал 2018 года обращения на нарушения прав потребителей в различных сферах деятельности распределились следующим образом:
- в сфере розничной торговли – 38%;
- по оказанию услуг ЖКХ – 23,7%;
- обращения на нарушения деятельности на финансовом рынке – 13,2%;
- в сфере услуг связи – 4,2%;
- обращения о бытовом обслуживании населения – 3,8%;
- в сфере услуг связи – 4,2%;
- прочие услуги – 7,9%.
- остальные обращения в общей структуре составили по 2% и менее.
За первый квартал 2018 года по защите прав потребителей рассмотрено всего 492 обращения, на 432 обращения были даны разъяснения по существу поставленных вопросов, по принадлежности было направлено 37 обращений: в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области, Администрацию и прочие инстанции, т.к. затронутые в них вопросы не регламентируются действующим законодательством в области защиты прав потребителей.
11 обращений стали основанием для проведения внеплановых проверок, а 12 обращений стали основанием для проведения административных расследований.
В результате проведения внеплановых проверок и административных расследований составлено 24 протокола об административных правонарушениях по фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений.
- выдано 16 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В Общественную приемную Управления в 1 квартале 2018 года обратились 263 заявителя, их них по вопросам защиты прав потребителей - 136.
В рамках работы Общественной приемной Управления проведены 42 консультации, в ходе которых оказана практическая помощь потребителям, при этом обеспечено акцентированное внимание наиболее уязвимым категориям граждан, в том числе лицам с ограниченными физическими возможностями и пожилого возраста, оказана помощь в составлении 52 претензий.
Информирование граждан осуществляется через средства массовой информации. За 1 кв. 2018 год проведено 6 выступлений на телевидении, 6 выступлений по радио, опубликовано 87 статей в прессе, в сети Интернет, на сайте Управления.
В 1 квартале 2018г. В Управлении состоялось заседание Консультативного совета по защите прав потребителей, специалистами Управления проведено 6 тематических «горячих линии».
В рамках реализации гражданско-правовых механизмов в интересах потребителей в 1 квартале 2018г. Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области (далее-Управление) достигнута положительная динамика показателей, характеризующих правозащитную деятельность Управления.
В целях восстановления нарушенных прав конкретных потребителей и предотвращения нарушения прав неопределенного круга потребителей Управлением осуществляется правозащитная деятельность в интересах потребителей.
По выявленным фактам нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, которые касались неопределенного круга лиц Управлением подготовлены в суд 9 исковых заявлений, так как признание судом действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и принятие судом решения об обязании ответчика прекратить реализацию товаров или оказание услуг с нарушением обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации является соразмерной и адекватной мерой в целях предотвращения новых нарушений прав потребителей.
Анализ структуры направленных исков показал, структуру 9 исков в защиту неопределенного круга лиц образуют 1 иск по розничной торговле и 3 - по услугам ЖКХ, и кроме этого добавились новые сферы: гостиничных (2 иска, образовательных 2, и прочих услуг (1иск).
В 1 квартале 2018г. Управлением подано 11 исков в защиту конкретных потребителей.
Анализ структуры заключений показывает, что также как и прошлом году заключения даны по 9 видам предпринимательской деятельности, при этом доля заключений по делам в защиту покупателей непродовольственным товарам ненадлежащего качества сократилась с 50 % до 40%, так как больше дано заключений по услугам, в первую очередь – в финансовой сфере.
Из них по 6 рассмотренным искам требования Управления удовлетворены, объем денежных средств, присужденных в пользу потребителей составил 426,2 тыс. руб.), а итоговая сумма компенсации потребителям морального вреда по искам Управления составила 58 тыс. руб.
В соответствии с имеющимися полномочиями в течение отчетного периода Управление участвовало в 45 судебных процессах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, при этом по всем вынесены решения в пользу потребителей. В 1 квартале 2018 г. Заметно расширились структура дел, по которым Управление было привлечено судом для участия в целях дачи заключения (при росте числа дел в сфере финансовой деятельности и торговли, добавились заключения по туристическим, гостиничным, образовательным услугам и др.).
Потребителям присуждены денежные средства в сумме 1091,75 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда в сумме 75 тыс. руб.
Работа Управления по направлению правозащитной деятельности в интересах потребителей, в том числе неопределенного круга и конкретных потребителей, остается актуальной и будет продолжаться.