В адрес Управления Роспотребнадзора по Тюменской области поступают обращения потребителей с жалобами на обсчет при приобретении товаров, из которых следует, что при выборе товара в торговом зале магазина на ценнике указана одна цена, а при оплате этого же товара на кассе - другая.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Тюменской области поступают обращения потребителей с жалобами на обсчет при приобретении товаров, из которых следует, что при выборе товара в торговом зале магазина на ценнике указана одна цена, а при оплате этого же товара на кассе - другая.
В связи с этим Управление разъясняет.
Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности, статья 485 предусматривает, что покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли - продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.
В соответствии п. 2 ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Согласно с п.1 ст. 500 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, из анализа положений гражданского законодательства, следует, что продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая обозначена на ценнике.
В случае, если возник инцидент по обсчету, то есть продан товар по цене, отличающейся от цены, указанной на ценнике, для разрешения ситуации потребителю необходимо обратится к директору, либо администратору магазина. В качестве подтверждения обсчета необходимо наличие чека. Если же не удается разрешить проблему с помощью указанных уполномоченных лиц магазина, потребитель вправе потребовать книгу жалоб и предложений и зафиксировать требование об урегулировании вопроса.
В случае если книга жалоб и предложений отсутствует в магазине, потребитель вправе обратиться к продавцу с претензией, экземпляр которой с подписью заявителя направить по почте заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу хозяйствующего субъекта, либо вручить его непосредственно по месту фактического осуществления деятельности, зафиксировав при этом факт получения указанного заявления.
Если же и направленная/врученная претензия не разрешит возникший вопрос, потребитель вправе обратиться в суд, так как понуждение хозяйствующего субъекта к надлежащему соблюдению гражданских прав, предусмотренных российским законодательством, может являться предметом судебного разбирательства, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав потребителей (частных прав) осуществляется в соответствии с подведомственностью дел.
Кроме того, за обсчет потребителей Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В этой связи, при наличии оснований, Управлением могут быть приняты меры в отношении продавца (индивидуального предпринимателя, юридического лица), при условии предоставления потребителем доказательств обсчета: чек (кассовый, товарный) или иной документ, подтверждающий оплату товара, претензия к продавцу (с доказательством ее получения), в случае непринятия продавцом мер по удовлетворению законных требований потребителя.