Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется не только посредством профилактики нарушений обязательных требований, но и путем проведения внеплановых проверок в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
В условиях действующих ограничений при осуществлении государственного надзора является одним из оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635 индикаторам риска нарушения обязательных требований.
Индикаторы риска разработаны на основе показателей, выявление которых осуществляется с использованием Государственной информационной систем мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации «Честный знак», и касаются объектов розничной продажи: табачной и никотинсодержащей продукции, а также устройств для потребления табака, обуви, легкой промышленности, изделий из меха, парфюмерии, шин, фототехники, молочной продукции, упакованной воды, антисептиков и БАДов.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.09.2023 № 635 в период с сентября 2023 г. по октябрь 2024 г. на территории Челябинской области выявлено 286 индикаторов риска в отношении 204 участников оборота товаров, реализующих табачную/никотинсодержащую продукцию, упакованную воду, товары легкой промышленности, молочную продукцию, обувные товары, парфюмерию, шины и меховые изделия.
По выявленным индикаторам риска Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области проведено 136 внеплановых проверок, в ходе которых проинспектировано 68146 ед. продукции, из которых 28,8% (19660 ед.) находилось в обороте с нарушениями к требованиям маркировки DataMatrix, 8,6% (5874 ед.) – с нарушениями требований технических регламентов.
В ходе проверок, в том числе документарных, выявляются нарушения и порядка оборота маркированной средствами идентификации продукции: наличие на балансе продавцов большого количества кодов маркировки без фактического товара; неоднократные продажи товаров с одним и тем же кодом маркировки, среди которых один и тот же код маркировки мог реализовываться до 2000 раз.
По результатам проверок в отношении контролируемых лиц составлено 217 протоколов об административном правонарушении по статьям 14.8, 14.43, 14.53, 15.12, 15.12.1 КоАП РФ.
В суды направлено 38 протоколов с материалами по аресту 1369 ед. продукции без кодов маркировки, с поврежденными или нечитаемыми кодами, а также без документов, подтверждающих безопасность товара, для дальнейшей конфискации и уничтожения.
В настоящее время вопросы соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области маркировки товаров средствами идентификации остаются на контроле Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.