В соответствии с действующим законодательством часть товара на розничный рынок выпускается в оборот при условии его маркировки средствами идентификации (QR-коды).
Прослеживание движения товара от производителя до конечного покупателя происходит через систему «Честный знак». Официальный сайт государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации – https://честныйзнак.рф/. Система маркировки и прослеживания товаров защищает права потребителей и борется с распространением продукции низкого качества.
Обычные покупатели могут узнать всю информацию о товаре через бесплатное мобильное приложение «Честный ЗНАК для потребителей». При этом приложение разработано таким образом, чтобы каждый покупатель, столкнувшийся с недобросовестным продавцом, смог сообщить в приложении о выявленном нарушении. Заявка сразу поступает в систему и подлежит рассмотрению контролирующим органом.
За 9 месяцев 2024 года Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области рассмотрено 258 сообщений потребителей о нарушениях обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, поступивших в систему «Честный знак», что составляет 129,6% от общего количества сообщений 2023 года.
В структуре обращений, поступивших в систему, 63,6% – это сообщения о нарушениях при реализации табачной и никотинсодержащей продукции. Также потребители указывают на нарушения при продажах продуктов питания (упакованной воды и молочной продукции) – 21,7%, непродовольственных товаров (обувь, одежда, парфюмерия) – 13,2%.
В целях рассмотрения поступивших сообщений за 9 месяцев 2024 г. Управлением проведено 71 контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемыми лицами, в том числе с привлечением специалистов Консультационного центра и пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области».
По результатам рассмотренных обращений в адрес участников оборота объявлено 166 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Тем не менее, не все сообщения потребителей рассматриваются. Доля рассмотренных обращений, которые переведены в статус «Меры приняты» составила 62,8%. Доля обращений, которые оказались в статусе «Меры не приняты» составила 37,2% по причине отсутствия достаточных сведений для принятия мер (отсутствие данных о продавцах, товар на который жалуется потребитель не подлежит маркировке, сообщение не содержит данных о нарушениях к маркировке средствами идентификации и т.п.).
В настоящее время работа по контролю за оборотом маркируемых средствами идентификации товаров остается на контроле Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.