В адрес Управления Роспотребнадзора по Астраханской области поступают многочисленные обращения потребителей по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями по управлению многоквартирными домами (далее - МКД).
В адрес Управления Роспотребнадзора по Астраханской области поступают многочисленные обращения потребителей по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями по управлению многоквартирными домами (далее - МКД).
В соответствии с требованиями п. 8 ст. 13, ст. 20 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений.
Обязанность Исполнителя жилищно-коммунальных услуг предоставить потребителю услугу по содержанию МКД надлежащего качества установлена Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее-Правила № 416), постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее-Правила № 290).
В «Перечне актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей», Правила № 491, Правила № 416, Правила № 290 отсутствуют.
Контроль за исполнением вышеперечисленных Правил осуществляют органы регионального жилищного надзора и контроля, в том числе Служба жилищного надзора Астраханской области.
Согласно требованиям ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», полномочия по установлению обязательных требований, возложенные на федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, не могут осуществляться иными органами и организациями.
Уполномоченным органом, осуществляющим жилищный надзор в Астраханской области, является Служба жилищного надзора Астраханской области, адрес: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 75/48.
По общему правилу, в целях разрешения вопросов, возникающих в рамках получения жилищно-коммунальных услуг, гражданину, прежде всего, необходимо обращаться с письменным заявлением в организацию, в управлении (обслуживании) которой находится многоквартирный дом («Исполнителю» услуг или к поставщику услуг (ресурсов)), и в случае неполучения ожидаемого результата - в уполномоченный орган власти.
При недостижении согласия между собственниками помещений и управляющей (обслуживающей) организацией, поставщиком услуг или иными лицами по вопросам, связанным с оказанием услуг жилищно-коммунального хозяйства, спор, как имеющий материальный характер, подлежит разрешению в суде, в соответствии со ст.11 ЖК РФ.
Одновременно применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Это также закреплено положениями п. 1 ст. 17 Закона РФ№ 2300-1.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в суде необходимо доказать те обстоятельства, на которые стороны ссылаются в обоснование своих требований.
В суде также могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, ущерба, в том числе морального вреда в соответствии со ст. ст. 13, 14, 15 Закона РФ№ 2300-1. Размер компенсации морального вреда определяется судом.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации (её филиала или представительства), жительства индивидуального предпринимателя, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.
С интересующими Вас вопросами можете обращаться в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области по телефонам «горячей линии»: 33-15-02 и телефону Консультационного центра 33-98-97, а также в письменной форме (почтовый адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138; адрес электронной почты: tu_rpn@astrakhan.ru).