Доводим до сведения потребителей информацию о порядке возврата пассажиру денежных средств, за неиспользованные или частично использованные проездные документы (билеты) железнодорожным транспортом дальнего следования.
Доводим до сведения потребителей информацию о порядке возврата пассажиру денежных средств, за неиспользованные или частично использованные проездные документы (билеты) железнодорожным транспортом дальнего следования.
Согласно требованиям "Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом Минтранса России от 05.09.2022 № 352 (далее – Правила № 352) возврат денежных средств в билетной кассе за неиспользованные или частично неиспользованные проездные документы (билеты) производится под подпись пассажира на квитанции разных сборов. Возврат денежных средств за неиспользованный проездной документ (билет), оформленный по безналичному расчету (или за наличный расчет для организованных групп пассажиров) или с использованием платежной карты, производится на банковский счет, с которого была осуществлена оплата проездного документа (билета) юридическим или физическим лицом или на иной банковский счет по письменному заявлению физического лица или уполномоченного представителя юридического лица, оплатившего проездной документ (билет).
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования пассажир имеет право получить в билетной кассе полную стоимость проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты), сборы, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денежных средств по неиспользованному проездному документу (билету):
- при непредоставлении пассажиру места в поезде, согласно приобретенному проездному документу (билету) на основании акта, составленного начальником (механиком-бригадиром) поезда;
- при отмене поезда, указанного в проездном документе (билете);
- при задержке отправления поезда, указанного в проездном документе (билете), со станции посадки пассажира.
Пассажир имеет право получить полную стоимость проезда в поезде дальнего следования (стоимость билета и стоимость плацкарты), плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования):
- при возврате в билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда;
- при возврате перевозчику неиспользованного проездного документа (билета), приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, не позднее, чем за 7 суток до отправления поезда.
Пассажир имеет право получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования):
- при возврате в билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда;
- при возврате перевозчику неиспользованного проездного документа (билета), приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, менее чем за 7 суток, но не позднее, чем за 3 суток до отправления поезда.
Пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования):
- при возврате в билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) менее чем за 2 часа до отправления поезда;
- при возврате перевозчику неиспользованного проездного документа (билета), приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, менее чем за 3 суток до отправления поезда;
- при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в билетную кассу на станции отправления, указанной в проездном документе (билете), при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления;
- при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в билетную кассу станции отправления, указанной в проездном документе (билете), вследствие болезни или несчастного случая в течение 5 суток с даты отправления поезда, на который был приобретен проездной документ (билет).
При возврате неиспользованного проездного документа (билета), оформленного на поезд дальнего следования, в случаях, предусмотренных пунктами 149 и 150 Правил № 352, с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денежных средств по неиспользованному проездному документу (билету).
Возврат денежных средств за неиспользованный проездной документ (билет), приобретенный по тарифу, не предусматривающему условие получения обратно стоимости проезда, не производится, за исключением:
- случаев внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного), смерти члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного) или травмирования пассажира в результате несчастного случая, подтвержденных документарно. В указанных случаях пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в билетную кассу станции посадки пассажира не позднее 5 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ (билет). С пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денежных средств по неиспользованному проездному документу (билету);
- случаев отмены отправления поезда или задержки отправления поезда или непредоставления пассажиру места, указанного в таком проездном документе (билете), при наступлении которых пассажир при возврате неиспользованного проездного документа (билета) имеет право получить полную стоимость проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты), сборы, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денежных средств по неиспользованному проездному документу (билету).
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (далее – Закон РФ № 2300-1) защита имущественных прав потребителей осуществляется судом.
В случае, если действиями перевозчика причинен моральный вред, убытки или ущерб, потребитель вправе потребовать их возмещения в судебном порядке в соответствии со ст.11 ГК РФ и ст. 13, 14, 15, 17 Закона РФ № 2300-1.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в суде необходимо представить доказательства в обоснование предъявляемых требований.
Согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ и п. 22 Пленума № 17 иски к перевозчику предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, при этом необходимо соблюдение претензионного порядка. Потребители освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Несоблюдение обязательного претензионного порядка является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.
По интересующим вопросам потребители могут получить консультацию, обратившись в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области по телефонам «горячей линии»: 33-15-02 и телефону Консультационного центра 33-98-97, а также в письменной форме (почтовый адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138; адрес электронной почты: tu_rpn@astrakhan.ru).