В 4 квартале 2023 года в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило 412 обращений от населения по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных и сопутствующих услуг, включая нарушения условий проживания в многоквартирных жилых домах, в том числе обращений на качество питьевой воды – 21, на длительное отключение холодной и горячей воды – 8, на отсутствие и неудовлетворительное качество горячего водоснабжения – 56, на отсутствие отопления либо низкую температуру воздуха в жилых помещениях – 28, на неудовлетворительное содержание общего имущества собственников в многоквартирных домах (необходимость и качество ремонта, состояние инженерных сетей, протекание кровли, недостаточную освещенность двора и придомовой территории, затопление и захламление подвальных помещений МКД, наличие различных запахов (краски, канализации) в помещениях общего пользования МКД, бездействие управляющих компаний по выполнению заявок жильцов) – 133; шум от работы инженерных систем многоквартирных домов (насосов, тепловых пунктов) – 17; отсутствие уборки мест общего пользования МКД, придомовой территории и контейнерных площадок, несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов – 41; на наличие грызунов и насекомых в помещениях общего пользования, на контейнерных площадках – 24. Часть жалоб собственников связана с неправильными начислениями платы за предоставленные коммунальные услуги – 29, а также с нарушениями при подключении к сетям электроснабжения либо качеством таких услуг – 21.
В связи с разграничением полномочий в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в органы регионального жилищного надзора и местного самоуправления, антимонопольную службу и иные государственные структуры по подведомственности для рассмотрения по существу поставленных вопросов и принятия предусмотренных законодательством мер направлено 257 обращений, что составляет 62,3 % от поступивших.
В текущем квартале по 81 обращению (19,7%) гражданам даны разъяснения действующего законодательства в рамках предоставленных полномочий, включая право на судебную защиту по правилам статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей». По 74 обращениям (18%) специалистами Управления приняты меры в отношении контролируемых лиц в соответствии с действующим законодательством.
С учетом предоставленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" полномочий по проведению профилактических мероприятий и введенных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 ограничений в отношении провидимых контрольных (надзорных) мероприятий в 4 квартале 2023 года в отношении контролируемых лиц по различным вопросам объявлено 76 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований санитарного законодательства, в том числе по вопросам качества горячей воды в разводящей сети жилых домов – 11, неудовлетворительного качества холодной воды – 6, наличия насекомых и грызунов в помещениях общего пользования жилых домов, на контейнерных площадках – 23, затопления подвальных помещений МКД – 10, шума от инженерного оборудования жилых домов – 5, наличия запахов в помещениях общего пользования МКД – 2, низкой температуры воздуха в жилых помещениях граждан – 2, содержания контейнерных площадок и нарушения сроков вывоза мусора – 16, неудовлетворительной освещенности двора жилого дома – 1.
Управлением, в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга осуществляется отбор воды из разводящей сети многоквартирных жилых домов. Результаты лабораторных исследований качества питьевой воды и воды горячего водоснабжения в разводящей сети г. Челябинска регулярно размещаются на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
Отдельного внимания заслуживают и поступающие в адрес Управления Роспотребнадзора по Челябинской области обращения, связанные с работой домофонных компаний и предоставлением иных дополнительных услуг при обслуживании МКД. Таких обращений в 4 квартале 2023 года поступило 34. Жалобы связаны с неправомерным отказом в расторжении договора при смене домофонной компании, незаконная установка домофонных или охранных систем, видеонаблюдения, отсутствие ключей для входа в подъезд и т.п.
В целях предупреждения правонарушений на потребительском рынке, повышения грамотности населения Челябинской области, включая собственников жилых помещений, Управлением проводится просветительская работа. В четвертом квартале 2023 г. на Интернет-ресурсах размещено 7 информационных материалов, включая данные по качеству водоснабжения в г. Челябинске. В указанном периоде принято участие в 9 мероприятиях.
Так, в рамках реализации мероприятий Региональной программы по обеспечению защиты прав потребителей в Челябинской области на 2022 - 2024 годы проведено 8 семинаров по основам законодательства в сфере защиты прав потребителей, включая порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, в целях поддержки граждан пожилого возраста, маломобильных групп населения и студенческого сообщества.
Кроме того, специалисты Управления Роспотребнадзора по Челябинской области приняли участие в совещании на тему: «Актуальные вопросы реализации региональной программы по защите прав потребителей», организованного главным исполнителем программы Министерством экономического развития Челябинской области в формате видеоконференции. На совещании присутствовали представители более 30 муниципальных образований Челябинской области, обеспечивающие защиту прав потребителей. Представителям органов местного самоуправления разъяснены полномочия участников региональной системы защиты прав потребителей, порядок отнесения к потребительским отношениям поступающих в муниципалитеты обращений, а также сформулированы мероприятия по досудебной и судебной защите граждан-потребителей товаров и услуг, включая сферу ЖКХ.
Вопросы предоставления качественных коммунальных услуг жителям Челябинской области и защиты нарушенных прав остаются на контроле Управления.