Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного материала школьниками, но и активная работа органов зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей совсем не безразлично, что, как и в каких условиях, они читают.
Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного материала школьниками, но и активная работа органов зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей совсем не безразлично, что, как и в каких условиях, они читают.
Для создания наиболее благоприятных условий для зрительной работоспособности, охраны органов зрения, а также для снижения утомляемости школьников большое значение имеют внешний вид книги, качество ее переплета и бумаги, разборчивость текста (размер шрифта), наличие выразительных и красочных иллюстраций. Все эти важные требования к учебной литературе должны обеспечивать сохранение здоровья детей.
Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения.
С учетом этого и были разработаны гигиенические требования ко всем элементам оформления школьных учебников.
Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к школьным учебникам, подробно изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
Санитарные правила распространяются на учебные издания для общего и начального профессионального образования, на издания для абитуриентов, и не распространяются на издания, предназначенные для слабовидящих детей и обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях.
Вес учебных изданий для 1 - 4 классов должен быть не более 300 г; для 5-6 классов не более 400 г; для 7-9 классов не более 500 г; для 10-11 классов не более 600 г; для изданий 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не более 500 г.
Допускается увеличение веса учебников не более, чем на 10 %.
Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%), чтобы обеспечить достаточный контраст между печатными знаками и фоном.
Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен.
Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа.
Просвечиваемость зависит от толщины бумаги, содержания в ней древесной массы, глубины проникновения типографской краски.
Наилучшей с гигиенических позиций является бумага типографская № 1, офсетная № 1 и № 2; допускается использование бумаги типографской № 2.
Категорически запрещается для изготовления школьных учебников использовать бумагу типографскую № 3 и газетную.
При размещении текста не допускается применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
В том числе для учебных изданий 1-4 классов не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов.
Для букварей и прописей допускаются списки слов в столбик при количестве слов в столбике не более четырех и расстоянии между столбиками не менее 3/4 квадрата.
Для учебников 5-6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению.
Для учебников 7-9 классов разрешается тремя и более колонками размещать только списки слов и словосочетаний, хронологический материал, в остальных случаях используется двухколонный набор для основного и дополнительного текста.
При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7.
Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков, на цветном, сером фоне, в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв.
Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.
Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.
При возникновении вопросов, связанных с приобретением школьных учебников, рекомендуем обращаться в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области по адресу: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138; тел. «горячей линии» – 33-15-02, е-mail: tu_rpn@astrakhan.ru, либо в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», расположенный по адресу: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского/Кирова, 122/89; тел. 33-98-97.