В первом полугодии 2023г. в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области по вопросам защиты прав потребителей поступило 3268 обращений граждан, что на 8,8 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
В отчетном периоде, по сравнению с 1 полугодием 2021 г. и 2022 г. наблюдается не значительное, но стабильное снижение поступивших обращений на оказание субъектами предпринимательской деятельности различного вида услуг: так, доля обращений на услуги в 2023 г. составила 47,5 % от общего количества обращений, (в 2022 году - 51%, в 2021 году – 60%). При этом, доля обращений на розничную торговлю в 1 полугодии 2023 г. увеличилась и составила 52,5% (в 2022 г. - 49%, в 2021 г. - 40%). Увеличение обращений в розничной торговой сети, связано с нарушением прав потребителей при заключении договоров с использованием дистанционных каналов «Интернет», доля таких обращений в розничной торговле от общего количества в 1 полугодии 2023 года составила 42,7% (в 2022 г. - 31%).
Структура обращений, связанных с оказанием услуг, в 1 полугодии 2023 г. изменилась по видам деятельности. Значительно (на 65 обращений) уменьшилось количество обращений на деятельность в сфере финансового рынка (в 2023 г. - 245, в 2022 г. - 310)., на 66 обращений - на услуги связи (в 2023 г. - 213, 2022 г. - 279), а также на 42 обращения на туристические услуги (в 2023 г. - 26, в 2022 г. - 68) и на 38 обращений в сфере медицинских услуг (в 2023 г. - 81, 2022 - 119); в 3 раза снизилось количество обращений на культурно-развлекательные мероприятия, в то время как, наблюдается увеличение (на 54 %) обращений на общественное питание. Необходимо отметить, что по сравнению с первым полугодием 2022 года значительно (на 89%) возросла доля обращений, при заключении договоров на оказание услуг дистанционным способом. Количество обращений, связанных с бытовым обслуживанием населения (179 обращений в 2023 г. и 178 – в 2022 г.) и с транспортными услугами (69 - 2023 г., 73 - 2022 г.) практически сохраняется на уровне аналогичного периода прошлого года.
С учетом введенных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ограничений специалистами Управления проводились контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, а также профилактические мероприятия.
В 1 полугодии 2023 г. при рассмотрении обращений граждан в отношении контролируемых лиц проведено 44 контрольных (надзорных) мероприятий, из которых 42 – проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами, 2 - внеплановые документарные проверки с согласованием Прокуратуры Челябинской области; в адрес хозяйствующих субъектов объявлено 352 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (в 2022 г. - 326, в 2021 - 256) .
В своей работе по заявлениям потребителей специалисты Управления продолжают применять сравнительно новые формы профилактических мероприятий, такие как профилактический визит (2023 г. - 14; 2022 г. - 20), консультирование (2023 г. - 46, 2022 г. - 19), в ходе которых хозяйствующие субъекты получают необходимую информацию об обязательных требованиях в области защиты прав потребителей.
При ограничении контрольно-надзорных функций в 2023 году увеличилась гражданско-правовая защита граждан. По сравнению с 1 полугодием 2022 года на 50 % (с 37 до 72) выросло число исковых заявлений, поданных в суды по обращениям граждан, чьи права были нарушены. Кроме того, по делам в целях защиты прав потребителей Управлением в судах выдано 124 заключения (2022 г. - 95), по которым в пользу потребителей судами присуждено выплатить 22812,3 тыс. руб.(2022 г. - 8660,6 тыс. руб.).
Учитывая важность судебной деятельности в области защиты потребительских прав граждан, Управление продолжит работу в данном направлении.
Одним из приоритетных направлений работы Управления является информационно-просветительская деятельность, которая направлена на борьбу с правонарушениями на потребительском рынке.
В 2023 году для граждан, субъектов предпринимательской деятельности в информационной теле - коммуникационной сети «Интернет»: на сайтах Управления, администраций муниципальных образований, СМИ опубликовано 250 информационных материалов по вопросам защиты прав потребителей при приобретении товаров и услуг.
В рамках работы «Единого консультационного центра Роспотребнадзора», созданного по приказу Роспотребнадзора от 06.12.2018 г. № 1004 консультации по интересующим вопросам защиты прав потребителей в первом полугодии 2023г. получили 588 потребителей. В ходе проведения «горячих линий» и в рамках работы Общественной приемной разъяснения законодательства по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка дано 97 гражданам. Кроме того, все обратившиеся получают консультации по волнующим вопросам и на личном приеме.
В соответствии с Региональной программой по обеспечению защиты прав потребителей в целях поддержки граждан пожилого возраста и маломобильных групп населения на территориях Комплексных центров социального обслуживания г. Челябинска на постоянной основе специалистами Управления проводятся семинары по основам законодательства в сфере защиты прав потребителей: в первом полугодии 2023 г. такие семинары посетило 218 потребителей пожилого возраста.
Управление обращает внимание граждан и предпринимательского сообщества, что Роспотребнадзор осуществляет работу по ведению государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП): zpp.rospotrebnadzor.ru. За 6 месяцев 2023 г. через Виртуальную приемную Роспотребнадзора на вопросы граждан в области защиты прав потребителей подготовлено 40 проектов ответов ( в 2022 г. - 47).
На портале ГИР ЗПП размещены сведения о нормативной базе по защите прав потребителей, о нестандартной продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов (в разделе «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям»), о статистических наблюдениях в сфере защиты прав потребителей, о судебной практике по вопросам прав потребителей в различных сегментах потребительского рынка, а также граждане в свободном доступе могут ознакомиться и использовать практический материал - это образцы претензионных и исковых заявлений, многочисленные памятки и обучающие видеоролики.
Напоминаем, что в разделе «Виртуальная приемная» можно оставить вопросы по качеству и безопасности товаров, работ и услуг, на которые в кратчайшие сроки Управлением будет подготовлен ответ.