Управление Роспотребнадзора по Липецкой области информирует потребителей о требованиях к качеству и безопасности предоставления услуг детского отдыха.
Одним из самых распространенных видов отдыха для детей является отдых в загородных оздоровительных лагерях. Летние оздоровительные учреждения оказывают на возмездной основе комплекс услуг, включающих в себя услуги по размещению, проживанию, питанию, медицинскому обслуживанию и др.
Согласно действующему законодательству летние оздоровительные учреждения при оказании услуг детского отдыха обязаны соблюдать требования Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Федерального закона РФ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах туристской деятельности), Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», различных санитарных правил и норм (например, санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кроме того, организациям при оказании услуг по детскому отдыху рекомендуется исполнять требования соответствующих ГОСТов, в т.ч. «ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.07.2018 N 444-ст). Также Министерством образования и науки РФ разработан перечень основных нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей (Письмо Минобрнауки России от 01.06.2017 № ВК-1463/09).
Права, предоставляемые потребителям действующим законодательством при приобретении туристских услуг, в полной мере распространяются и на детский отдых. Это, в том числе, право на получение полной и достоверной информации об исполнителе и услуге, право на безопасность услуги и ее качество.
Так, общие требования к предоставляемой потребителю информации предусмотрены статьями 8-10 Закона о защите прав потребителей.
Федеральный закон об основах туристской деятельности дополнительно устанавливает, что турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды.
Кроме того, статья 10 Федерального закона об основах туристской деятельности закрепляет существенные условия договора, то есть те обязательные условия, без наличия которых договор будет считаться незаключенным, и предусматривает, что договор должен в обязательном порядке содержать:
- сведения об исполнителе (наименование, юридический адрес, реестровый номер туроператора);
- сведения о туристе;
- общая цена туристского продукта;
- потребительские свойства туристского продукта;
- права, обязанности, ответственность сторон, условия изменения и расторжения договора и другие условия.
Договор о реализации туристского продукта заключается в письменной форме, в том числе в форме электронного документа.
При организации перевозок организованных детских групп к местам отдыха и проведения культурно-массовых мероприятий предусмотрены особые требования.
Поскольку, как правило, дети доставляются в оздоровительные лагеря автобусами, постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 1527 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами, в которых уделяется повышенное внимание к организации и осуществлении безопасных перевозок: устанавливаются требования к автобусам, водителям, времени движения автобуса и т.д. Правовое регулирование перевозок детей осуществляется также транспортными уставами и кодексами (Устав железнодорожного транспорта РФ, Воздушный кодекс РФ, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и др.).
Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона о защите прав потребителей, а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта – в соответствии со статьей 29 указанного Закона.
Так, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги (сроки начала и (или) окончания оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
В случае некачественно оказанных услуг, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем, а также если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Кроме того статьями 151, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ и статьей 15 Закона о защите прав потребителей предусмотрено право потребителя на компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Следует отметить, что в сфере туризма установлен обязательный претензионный порядок разрешения споров, и в соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона об основах туристской деятельности претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 календарных дней с даты окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 календарных дней с даты получения претензий. Претензии в связи с нарушением условий договора предъявляются исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
При этом за потребителем, даже в случае отказа туроператора в удовлетворении его требований, остается право на обращение в суд за защитой своих прав на основании статьи 17 Закона о защите прав потребителей, которой предусмотрено, что защита прав потребителей осуществляется судом.
Однако следует учесть, что в случае несоблюдения потребителем претензионного порядка по спорам, связанным с качеством услуги, оказываемой туроператором, исковое заявление будет возвращено заявителю либо оставлено без рассмотрения. Доказательством направления претензии туроператору могут являться экземпляр претензии с отметкой о получении либо почтовое уведомление о вручении. Также потребителю следует учитывать, что претензия и исковое заявление должны содержать доказательства тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований.