Дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании незаконным действий по начислению и взиманию платы с потребителей за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителями
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.10.2015 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Остроуховой Н.С., с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1918/2015 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства «<данные изъяты>» о признании незаконным действий по начислению и взиманию платы с потребителей за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителями,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства «<данные изъяты>» о признании незаконным действий по начислению и взиманию платы с потребителей за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителями, указав, что гражданам, проживающим в частном секторе поселка <адрес> и <адрес>, ответчик МУП ЖКХ «<данные изъяты>», являющееся исполнителем услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, начисляет и взимает оплату за услугу сбор и вывоз бытовых отходов потребителям, которые фактически не пользуются услугой, и с которыми не заключены договоры на оказание указанной услуги. Плата за сбор и вывоз ТБО включена в квитанции, выставляемые ОАО «<данные изъяты>» на основании агентского договора между МУП ЖКХ «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>». Если потребитель производит платеж по квитанциям, выставляемым ОАО «<данные изъяты>» через Почту России, Уральский банк Сбербанка РФ или через какой либо платежный терминал, исключая при этом сумму по оплате за сбор и вывоз ТБО, то агентом МУП ЖКХ «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» поступившая сумма распределяется прямо пропорционально на все виды услуг, в результате получается недоимка по всем коммунальным услугам, что автоматически приводит к задолженности потребителей перед исполнителями предоставления коммунальных услуг, таким образом, потребителям причиняется материальный ущерб. К ответчику за допущенные нарушения применены меры административного воздействия в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Ссылаясь на ФЗ «О защите прав потребителей», истец просит признать действия МУП ЖКХ «<данные изъяты>», выразившиеся в начислении платы и сбора оплаты с граждан за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителем, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязать МУП ЖКХ «<данные изъяты>» прекратить вышеназванные действия путем исключения из платежных документов по оплате жилищно-коммунальных услуг сумм по оплате услуги «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» с потребителями, не заключившими соответствующий договор, обязать МУП ЖКХ «<данные изъяты>» в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда через средства массовой информации довести его до сведения потребителей.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП ЖКХ «<данные изъяты>» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что по всем адресам граждан, которые обратились к истцу с заявлениями, ответчиком сделаны перерасчеты до обращения истца с иском в суд, начисления за услуги по сбору и вывозу ТБО не производятся, ущерб гражданам не причинен - деньги за услуги граждане не вносили. Вышеуказанные граждане выразили отказ от предоставления услуг, то есть они сами не считают себя потребителями услуг, в связи с чем, полагает, законодательство о защите прав потребителей в данном случае не должно применяться. В то же время, вышеуказанные граждане, обращаясь в Роспотребнадзор, фактически не приложили ни одного документа, подтверждающего оплату услуг по сбору и вывозу ТБО с ООО УК «<данные изъяты>», которая фактически не осуществляет деятельность. Сбор и вывоз ТБО предприятием осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание жителей <адрес>, д. Большое Седельниково (в том числе станция Седельниково), ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание жителей д. Большое Седельниково, <адрес>, на которых обсуждались вопросы организации сбора и вывоза ТБО от частных домовладений и взимания платы за сбор и вывоз ТБО, решения принимались путем голосования. Собственники частных домовладений частного сектора жилой застройки производят ежемесячную оплату за сбор и вывоз ТБО. Публичный договор на сбор, вывоз и утилизацию (размещение) твердых бытовых отходов (для собственников частных домовладений) опубликован в газете «<данные изъяты>», что является офертой. Обязанность заключения данного договора установлена Правилами благоустройства и санитарного содержания территории Сысертского городского округа, утв. №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, утв. решением Думы Сысертского городского округа, регламентирующих порядок сбора и вывоза ТБО с частного сектора. Пунктом 22 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Сысертского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в секторе индивидуальной жилой застройки сбор бытового мусора и других отходов производится в контейнеры, установленные на специально оборудованные площадки с твердым покрытием, либо в пластиковые мешки, с последующим их вывозом на полигон ТБО специализированной организацией. Ответственность за организацию сбора и вывоза мусора с территории частного домовладения несет собственник земельного участка, жилого дома. Вывоз ТБО и КГМ производится по мере накопления, либо по заявкам организаций и собственников, но не реже двух раз в месяц. В целях улучшения обслуживания потребителей услуг, ДД.ММ.ГГГГ между МУП ЖКХ «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» заключен агентский договор №40817810604900317040 по начислению платы за услугу по вывозу твердых бытовых отходов и прием от населения платежей, с включением услуг в одну квитанцию и внесения оплаты организации - Агенту. МУП ЖКХ «<данные изъяты>» заключены договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых с ООО «УК ЖКХ «Исток». Считает, что у истца отсутствуют доказательства того, что услуги по сбору и вывозу ТБО МУП ЖКХ «<данные изъяты>» гражданам не оказываются или оказываются ненадлежащим образом.
Представитель третьего лица ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором в том числе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно отзыву третьего лица ОАО «<данные изъяты>» следует, что возражает против удовлетворения исковых требований на основании следующего. МУП ЖКХ «<данные изъяты>» (Принципал) заключило агентский договор №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Свердловэнергосбыт» (правопредшественник ОАО «<данные изъяты>») (Агент) для осуществления расчетно-сервисного обслуживания по оказанию Принципалом услуг потребителям (сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов), согласно которому принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство за вознаграждение и за счет Принципала в <адрес> совершать следующие юридические и фактические действия: производить начисление платы за жилищные услуги, оказанные Принципалом Потребителям; изготавливать документы на оплату оказанных Принципалом жилищных услуг; доставлять до почтового ящика потребителя - физического лица документ на оплату полученной жилищной услуги; осуществлять прием денежных средств от потребителей Принципала и последующее отражение полученных денежных средств в лицевых счетах потребителей Принципала; осуществлять прием граждан, рассматривать обращения граждан по вопросам оплаты жилищных услуг, задолженности, переплаты. Согласно данному договору ОАО «<данные изъяты>» от имени и в интересах МУП ЖКХ «<данные изъяты>» осуществляет начисления платы и выставляет квитанции за услугу «сбор, вывоз ТБО, утилизация ТБО» потребителям, проживающим в вышеуказанных населенных пунктах. То есть ОАО «<данные изъяты>» осуществляет роль расчетной организации. ОАО «<данные изъяты>» не имеет договорных отношений с потребителями и не оказывает услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. В обоснование своих требований Истец указывает, что лица, обратившиеся в Управление Роспотребнадзора по <адрес>, не пользуются услугой по сбору и вывозу ТБО, но данное обстоятельство ничем не подтверждает.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения защиты прав потребителей и потребительского рынка.
С учетом ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) и имеет право обращаться в суды с заявлениями в защиту неопределенного круга потребителей.
Согласно Постановлению Правительства РФ "Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 06.04.2004 № 154 федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Свердловской области служба представлена Управлением.
В соответствии с п. 4. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан Сысертского городского округа, имеющих намерение и уже использующих услуги ответчика исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ "О защите прав потребителей"). Определить полный перечень потребителей, на которые распространяется в настоящее время, и будут распространяться в дальнейшем отношения, не представляется возможным.
Судом установлено, что в Южный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступили обращения граждан по фактам неправомерного начисления и взимания оплаты за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Согласно обращениям установлено, что гражданам, проживающим в частном секторе <адрес> и <адрес> МУП ЖКХ «Западное», являющееся исполнителем услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, начисляет и взимает оплату за услугу сбор и вывоз бытовых отходов потребителям, которые фактически не пользуются услугой и с которыми не заключены договоры на оказание указанной услуги.
Плата за сбор и вывоз ТБО включена в квитанции, выставляемые ОАО «<данные изъяты>» на основании агентского договора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП ЖКХ «<данные изъяты> и ОАО «<данные изъяты>».
Из агентского договора следует, что МУП ЖКХ «<данные изъяты>» (Принципал) заключило агентский договор с ОАО «<данные изъяты>») (Агент) для осуществления расчетно-сервисного обслуживания по оказанию Принципалом услуг потребителям (сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов), согласно которому принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство за вознаграждение и за счет Принципала в <адрес> совершать следующие юридические и фактические действия: производить начисление платы за жилищные услуги, оказанные Принципалом Потребителям; изготавливать документы на оплату оказанных Принципалом жилищных услуг; доставлять до почтового ящика потребителя - физического лица документ на оплату полученной жилищной услуги; осуществлять прием денежных средств от потребителей Принципала и последующее отражение полученных денежных средств в лицевых счетах потребителей Принципала; осуществлять прием граждан, рассматривать обращения граждан по вопросам оплаты жилищных услуг, задолженности, переплаты.
Согласно данному договору ОАО «<данные изъяты>» от имени и в интересах МУП ЖКХ «<данные изъяты>» осуществляет начисления платы и выставляет квитанции за услугу «сбор, вывоз ТБО, утилизация ТБО» потребителям, проживающим в вышеуказанных населенных пунктах.
В соответствии с ч. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.
Согласно п. 4 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
У исполнителя-организации в удобном для ознакомления месте должны находиться: правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов; сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления; тарифы по оказанию услуг; гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.
В силу п. 14 Правил исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами.
Указанные в договоре сроки вывоза бытовых отходов не должны превышать установленных органами местного самоуправления предельных сроков вывоза бытовых отходов.
Таким образом, по общему правилу для оказания услуги по вывозу ТБО и взимания за нее платы, необходимо заключение договора в письменном виде.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что договоры на оказание услуг с потребителями не заключаются, однако плата изначально была выставлена всем потребителям.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300 - 1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Обязанность потребителя самостоятельно или с привлечением специализированных организаций осуществлять сбор и вывоз твердых бытовых отходов не влечет обязанности заключать договор непосредственно с ответчиком.
Утверждения ответчика о том, что такие договоры заключены в силу опубликованной в средствах массовой информации публичной оферты, суд также находит несостоятельными, поскольку данная оферта не соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку указанная оферта не содержит сведений о сроках, периодичности оказания услуги, адресе, где должны быть оказаны услуги, которые в силу приведенных положений Правил N 155 являются существенными условиями данного вида договора, то она не отвечает требованиям закона и не позволяет ответчику, считая договор заключенным, производить начисление платы за свои услуги потребителям.
Учитывая то обстоятельство, что ответчик не оспаривал бездоговорное начисление платы потребителям и данный факт подтверждается постановлением Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 о привлечении МУП ЖКХ «<данные изъяты>» к административной ответственности за взимание и получение денежных средств за услугу по сбору и вывозу ТБО при наличии отказа потребителей от данной услуги, поскольку установлен факт совершения ответчиком данных действий и его вина, представленными самим ответчиком сведениями о том, что ряду граждан произведено начисление, а затем снятие начислений, суд приходит к выводу о том, что незаконные действия ответчика имели место в действительности.
В силу того, что в настоящий момент, как установил суд, у ответчика отсутствуют правовые основания для начисления платы гражданам, с которыми договор не заключен в установленном порядке, требования истца о возложении на ответчика обязанности прекратить указанные начисления потребителям, не заключившим соответствующий договор, путем исключения из документов по оплате жилищно-коммунальных услуг сумм по оплате услуги "сбор и вывоз ТБО" также подлежат удовлетворению.
Также необходимо возложить на ответчика обязанность в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда через средства массовой информации довести до сведения потребителей о прекращении данной обязанности начисления потребителям платы и сбора оплаты за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов», не заключившим соответствующий договор.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства «<данные изъяты>» о признании незаконным действий по начислению и взиманию платы с потребителей за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителями удовлетворить.
Признать действия Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства «<данные изъяты>», выразившиеся в начислении платы и сбора оплаты с граждан за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителем, противоправными.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства «<данные изъяты> прекратить начисление платы и сбора оплаты с граждан за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителем путем исключения из платежных документов по оплате жилищно-коммунальных услуг сумм по оплате услуги «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» с потребителями, не заключившими соответствующий договор.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства «<данные изъяты>» в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда через средства массовой информации довести до сведения потребителей о прекращении начислений платы и сбора оплаты с граждан за услугу «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» при отсутствии договорных отношений с потребителем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд Свердловской области.
Судья: Мурашов А.С.
Решение изготовлено 23.10.2015