Дело по исковому заявлению прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей Талицкого городского округа к Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплосетевая компания» о признании действий по предъявлению населению г.Талица и Талицкого городского округа квитанций на плату услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов незаконными, по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП ТГО «Теплосетевая компания» о признании действий по взиманию платы за услуги по утилизации твердых бытовых отходов противоправными
Гр.дело № 2-258/2015
Мотивированное решение составлено 20 июня 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2015 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области
в составе судьи Гальберг Г.Ю.,
при секретаре Туктаровой Д.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей Талицкого городского округа к Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплосетевая компания» о признании действий по предъявлению населению г.Талица и Талицкого городского округа квитанций на плату услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов незаконными,
по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП ТГО «Теплосетевая компания» о признании действий по взиманию платы за услуги по утилизации твердых бытовых отходов противоправными,
установил:
прокурор Талицкого района Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей Талицкого городского округа обратился с иском к Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплосетевая компания» о признании действий по предъявлению населению г.Талица и Талицкого городского округа квитанций на плату услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов незаконными, мотивируя требования тем, что прокуратурой района в рамках надзора за защитой прав граждан в жилищно-коммунальной сфере установлено, что в январе, феврале 2015 года МУП ТГО «Теплосетевая компания» направило населению Талицкого городского округа квитанции на оплату услуг «утилизация твердых бытовых отходов».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 9)
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда (управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и т.п.), либо собственникам жилых помещений (в случае непосредственного управления) на основании договора между ними.
При этом сбор твердых бытовых отходов в местах их накопления и транспортирование к месту утилизации (захоронения), как один из технологических этапов деятельности по их утилизации (захоронению), может осуществляться самой организацией коммунального комплекса.
Утилизация твердых бытовых отходов заключается в выполнении следующих работ: захоронение отходов на полигоне или их переработка.
Как установлено, в ходе проверки, на территории Талицкого городского округа не организована система сбора вторичных ресурсов, не оборудованы в населенных пунктах места для сбора вторичных ресурсов, таким образом, и не производится переработка твердых бытовых отходов.
Управлением по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа на основании договоров аренды организации коммунального комплекса МУП ТГО «Теплосетевая компания» передано 19 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с местоположением Свердловская область, р-н Талицкий, г.Талица площадью 29182 кв.м передан на праве аренды МУП ТГО «Теплоцентр», таким образом, полномочий у МУП ТГО «Теплосетевая компания» по захоронению твердых бытовых отходов на полигоне не имеется.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и т.п.), являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, в том числе осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) отходов, и предоставляют указанные услуги на основании соответствующих договоров.
Наличие такого договора, предусматривающего, в том числе выполнение организацией коммунального комплекса работ по сбору и транспортированию отходов, обеспечивает как соблюдение требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, так и эффективный, основанный на гражданско-правовых обязательствах, контроль за доставкой отходов надлежащему получателю.
Договоры на утилизацию твердых бытовых отходов МУП ТГО «Теплосетевая компания» не заключалось.
Кроме того, в рамках проверки было установлено, что МУП ТГО «Теплосетевая компания» не организовало на улицах города Талица места для сбора твердых бытовых отходов, а также вывоз твердых бытовых отходов к месту размещения и утилизации.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п.п. 30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
В МУП ТГО «Теплосетевая компания» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по утилизации твердых бытовых отходов, в связи с чем, предъявление квитанций населению на оплату услуг по утилизации твердых бытовых отходов является незаконным.
Просит признать действия МУП ТГО «Теплосетевая компания» по предъявлению населению г. Талица и Талицкого городского округа квитанций на оплату услуг по утилизации твердых бытовых отходов незаконными.
Обязать МУП ТГО «Теплосетевая компания» произвести перерасчет населению г. Талица и Талицкого городского округа по услуге утилизация твердых бытовых отходов.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) обратилось в суд к ответчику с исковыми требованиями о признании действий по взиманию платы за услуги по утилизации твердых бытовых отходов противоправными, в обосновании указав следующее.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга лиц.
В Территориальный отдел поступило обращение граждан с жалобой на взимание Ответчиком с граждан платы за утилизацию ТБО, к обращению прилагается квитанция об оплате. Кроме того, в Территориальный отдел также поступают устные обращения граждан с жалобами на неправомерность выставления счетов по утилизации ТБО коммунальной компанией МУП ТГО «Теплосетевая компания».
Согласно квитанциям, МУП ТГО «Теплосетевая компания» является организацией, предоставляющей услуги по утилизации ТБО.
В соответствии с ч. 1 ст.1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствие с ч. 2 ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ч. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
При этом согласно ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 7 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Согласно п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», организации осуществляющие деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежат лицензированию.
Объяснений о наличии правовых оснований (договора), а также соответствующих разрешительных документов на оказание данной услуги Ответчик не представил.
По мнению Управления, требуя с потребителей оплаты за утилизацию ТБО, Ответчик нарушает требования законодательства РФ и допускает навязывание платных услуг, необоснованное выставление счетов на оплату услуг, что является незаконным.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области просит признать действия МУП ТГО «Теплосетевая компания», выразившиеся в начислении и сборе платы с граждан за услуги по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) при отсутствии договорных отношений с гражданами, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать МУП ТГО «Теплосетевая компания» прекратить выставление платежных документов на оплату услуг по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) гражданам, не заключившим соответствующий договор.
Возложить на Ответчика обязанность довести до сведения потребителей решение суда в 10- дневный срок со дня вступления решения и законную силу через средства массовой информации.
В ходе подготовки дела к слушанию дело по иску прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей Талицкого городского округа к Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплосетевая компания» о признании действий по предъявлению населению г.Талица и Талицкого городского округа квитанций на плату услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов незаконными соединено в одно производство с делом по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП ТГО «Теплосетевая компания» о признании действий по взиманию платы за услуги по утилизации твердых бытовых отходов противоправными.
Представители истцов неоднократно уточняли исковые требования (т.1. л.д. 68-70, 72-75, 106-109).
В итоге прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит признать действия МУП ТГО «Теплосетевая компания» по предъявлению населению г. Талица и Талицкого городского округа квитанций на оплату услуг по утилизации твердых бытовых отходов с декабря 2014 года по май 2015 года незаконными.
Обязать МУП ТГО «Теплосетевая компания» произвести перерасчет населению г. Талица и Талицкого городского округа по услуге утилизация твердых бытовых отходов.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области также уточнило исковые требования, указав, что просит признать действия МУП ТГО «Теплосетевая компания» по предъявлению населению г. Талица и Талицкого городского округа квитанций на оплату услуг по утилизации твердых бытовых отходов с декабря 2014 года по май 2015 года незаконными.
Обязать МУП ТГО «Теплосетевая компания» произвести перерасчет населению г. Талица и Талицкого городского округа по услуге утилизация твердых бытовых отходов
Возложить на Ответчика обязанность довести до сведения потребителей решение суда в 10- дневный срок со дня вступления решения и законную силу через средства массовой информации.
Пом. прокурора С.О.А., представитель Управления роспотребнадзора по Свердловской области М.О.А. исковые требования поддержали.
Представители ответчика МУП ТГО «Теплосетевая компания» И. В.А., Е. И.Ю. иск не признали, представили в суд отзывы (т.1 л.д.49-51,76-77,, в котором указали, что на выдвинутые требования МУП ТГО «Теплосетевая компания» поясняет следующее.
Прямые расчеты с населением в сфере оказания услуг по утилизации отходов производства и потребления - это метод, при котором все расчеты за услуги утилизации отходов идут напрямую с компанией, оказывающей данный вид услуг, т. е. с МУП ТГО «Теплосетевая компания».
Решение перейти на прямые расчеты с населением связано с несоблюдением платежной дисциплины управляющими компаниями Талицкого городского округа, которое ставило под угрозу качество предоставляемых услуг. Счет на оплату утилизации твердых бытовых отходов для удобства населения был интегрирован в единую квитанцию от ОАО «Энергосбыт Плюс», включающую также услуги по потреблению электроэнергии и водоотведения. Поэтому изменения для населения, получающего квитанции от этого оператора, будут минимальными - квитанция, как и раньше, приходит единая для всех жителей многоквартирных домов. Кроме прочего, прямые расчеты с населением, минуя посредников в лице управляющей компании, способствуют прозрачности оплаты услуг.
Управляющие компании (УК), в отсутствии договора с компанией, непосредственно предоставляющей услуги, не вправе выставлять счета на оплату услуг населению в виду отсутствия возможности оказать услуги. В свою очередь, Исполнитель, при отсутствии договора с УК, обязан оказывать коммунальные услуги напрямую и осуществлять расчеты непосредственно с собственниками и пользователями помещений многоквартирных домов. Об этом сказано в Правилах № 354 (ст. 7), так как «Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг» (т.1 л.д. 49-51,76-77, т.2 л.д.13-16).
Судом в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа, представитель которого Г.П.И., в судебном заседании пояснила, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, деятельность по сбору и транспортированию отходов не лицензируется.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям, а также наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со ст. 4.1, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления", отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы.
Пункт 4 Приказа МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" предусматривает, что в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
Как установлено в судебном заседании, МУП ТГО «Теплосетевая компания» в соответствии со своим Уставом является коммерческой организацией, юридическим лицом, учредителем является Талицкий городской округ, от имени которого функции и полномочия учредителя и собственника имущества муниципального предприятия осуществляет Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа.
Предприятие создано в целях удовлетворения социально значимых общественных потребностей на территории ТГО и получения прибыли от выполнения работ или оказания услуг по теплоснабжению хозяйствующим субъектам и населению ТГО (п.2.1), предприятие осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности, в том числе, удаление и обработка твердых отходов, уборка территории и аналогичная деятельность (п.2.3) (т.2 л.д. 9-11).
Населению Талицкого городского округа, начиная с декабря 2014 года стали поступать квитанции от ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», в которых вместе с платой за ХВС указана плата за утилизацию ТБО. Сумма к оплате выставлена общая.
В данной квитанции имеется информация о том, что на территории Талицкого района услугу по приему, размещению и утилизации отходов производства и потребления оказывает МУП ТГО «Теплосетевая компания». Прием, размещение и утилизация ТБО осуществляется на специализированных полигонах.
Также в данной квитанции указано, что МУП ТГО «Теплосетевая компания» направляет оферту договора на оказание услуг по утилизации отходов производства и потребления. Для заключения данного договора абоненту предлагается обратиться в Талицкий офис ОАО «ЭнегосбыТ Плюс» либо в офис МУП ТГО «Теплосетевая компания»
(т.1 л.д. 28).
Некоторым гражданам направлялись квитанции за декабрь 2014 года, январь 2015 года, в которых указана плата за утилизацию ТБО. Также имелась указанная выше информация и на обороте квитанции размещен проект договора (гр.дело № 2-386/2015 л.д. 6, 8, 9, 11).
Также в квитанции, направляемые абонентам на оплату электроэнергии за декабрь 2014 года, январь, февраль, март 2015 года от ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», была включена плата за утилизацию ТБО. Сумма к оплате выставлена общая (т.2 л.д. 26, 27, 28, 29, 30, 31).
Из рапорта ст. помощника прокурора Сизиковой О.А. следует, что на улицах Дзержинского, Васильева, Володарского г. Талица сбор твердо-бытовых отходов не осуществляется, места для сбора ТБО не определены. Контейнеры не установлены, фактически услуга не оказывается (т.1 л.д. 29).
Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу Г.Талица, ул. Ленина, 40а от 27.10.2014 года следует, что собрание приняло решение о том, что в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе входит и плата за сбор, вывоз и утилизацию ТБО (т.2 л.д.21-23).
В материалы дела представлена копия договора № Т95/14 на оказание услуг по утилизации отходов производства и потребления от 28 ноября 2014года, заключенного между МУП ТГО «Теплосетевая компания» - исполнителем и ООО «УК «Талица+» -заказчиком, из которого следует, что заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по утилизации отходов производства и потребления объектов заказчика в период с 01.12.2014г. по 31.12.2015г. (т.1 л.д.47-48). Письмом от 23.04.2015 года на имя руководителя ООО «УК «Талица+» данный договор в редакции от 28.11.2014 года предложено считать недействительным и направлена редакция договора от 01.01.2015г. (т.1 л.д.88).
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что данный договор касается отходов, которые у управляющей организации ООО «УК «Талица+» образуются в процессе ее деятельности, без учета отходов, которые собираются у населения.
Из письма Главы ТГО от 26.02.2015 года на имя Стариковой Н.С. следует, что квитанции, выставленные МУП ТГО «Теплосетевая компания» за утилизацию ТБО на территории п. Кузнецовский неправомерны (т.2 л.д. 32).
Из писем МУП ТГО «Теплосетевая компания» директору филиала Талицкий сбыт ОАО «Свердловэнегосбыт» № 124 от 25.03.2015г., № 140 от 31.03.2015г. следует, что ответчик просит снять начисление и произвести перерасчет за услугу «утилизация ТБО», гражданам проживающим на территории Кузнецовского ЖКХ, а также гражданам, проживающим в частном секторе и представлены квитанции за март 2015 года, из которых следует, что по услуге «утилизация ТБО» произведен перерасчет (т.1 л.д.52, 53-55, 89,90).
Также письмами № 109 от 17.03.2015г., № 138 от 26.03.2015г., № 170 от 21.04.2015г., в этот же адрес ответчик просил зачислить денежные средства в сумме 7323,72 руб. в счет оплаты за услугу «электроэнергия», указав, что данные средства были собраны ошибочно по услуге «утилизация ТБО» за декабрь 2014г и январь 2015г. (т.1 л.д.91-92, 93-94, 95-96).
Между ответчиком и органом местного самоуправления УРИЗО ТГО в период с 20.12.2013 года по 12.05.2015 года, заключены договоры аренды земельных участков из земель сельхозназначения и земель населенных пунктов с кадастровыми номерами: 66:28:0101004:195, 66:28:5001005:358, 66:28:5001006:228, 66:28:5002009:580, 66:28:0101005:317, 66:28:2101006:701, 66:28:4601001:273, 66:28:5901001:658, 66:28:2102004:550, 66:28:5003007:169, 66:28:5003001:544, 66:28:7401002:146, 66:28:5002004:167, 66:28:2101009:71, 66:28:5003001:543, 66:28:2901031:154. 66:28:0102007:392, земельный участок в кадастровом квартале 66:28:2101003 сроком действия на 11 месяцев каждый в период с 20.12.2013 года по 11.04.2016 года, в которых разрешенное использование участков указано - под свалку твердых бытовых отходов, под объект коммунального хозяйства (для размещения твердых бытовых отходов), под поле ассенизации, под площадку временного размещения отходов, для сельскохозяйственного использования, не с/х использование (свалка твердых бытовых отходов), под полигон твердых бытовых отходов (т.1 л.д. 6-7, 8-9,10-11, 12-13, 14-15, 16-17, 18-19, 20-21, 22-23, 24-25, 57-58, 110-111, 114-115, 118-121, 125-128, 132-13, 142-143, 146-149, 152-155, 159-166, 167-170, 171-172, 175-178, 181-184, 188-191, 192-195, 200-203, 204-207, 210-213, 216-217,220-223, 226-229, 230-231), а также договор субаренды земельного участка с КН 66:28:2901031:154 (т.2 л.д. 4-8).
Указанные договоры были заключены на основании распоряжений УРИЗО ТГО (т.1 л.д. 56).
В то же время, разрешенное использование данных земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения указанное в кадастровых выписках земельных участков значится как: для сенокошения и выпаса скота (т.1 л.д. 112-113,185-187), для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) (т.1 л.д. 122-124, 173-174, 198-199, 208-209, 224-225, 323-233), для сельскохозяйственного использования (т.1 л.д. 129-131,144-145,156-158, 196-197), не с\х использование (свалка твердых бытовых отходов) (т.1 л.д.150-151); из земель населенных пунктов – под свалку твердых бытовых отходов (т.1 л.д. 116-117, 179-180, 214-215, 218-219), под площадку временного размещения отходов (т.1 л.д.136-140,141).
Аналогичные сведения содержатся в кадастровых выписках по состоянию на 11 июня 2015 года (т.2 л.д.91-162).
Всего ответчику под свалку твердых бытовых отходов передано 18 земельных участков (т.1 л.д.234-235, 238-239).
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" определяет, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Суд учитывает, что в соответствии с Уставом МУП ТГО «Теплосетевая компания» деятельность по утилизации ТБО данному предприятию не разрешена.
Также суд учитывает, что в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" деятельность с отходами 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.
При непредставлении документов о 5 классе опасности отходов, отходы считаются 4 класса опасности (Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды").
В судебном заседании представитель ответчика И. В.А., пояснил, что сведений о классе опасности принимаемых отходов, на предприятии не имеется.
Класс опасности в установленном законом порядке ими не определялся.
При таких обстоятельствах, отходы, размещаемые на свалках и полигоне ТБО Талицкого городского округа должны относится к 4 классу опасности, указанная деятельность требует лицензирования.
Ответчиком не оспаривалось, что лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов у него не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика И.В.А. пояснял, что между МУП ТГО «Теплосетевая компания» и гражданами заключены договоры на утилизацию ТБО.
При этом он пояснял, что данный договор является публичным, от его заключения граждане уклониться не могут. Также пояснил, что в настоящее время плата за утилизацию взимается с граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, поскольку бытовые отходы регулярно поступают на вверенные им земельные участки. Плата взимается за конкретно проведенную работу.
Суд учитывает, что постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 22.10.2014 года «Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов организациям коммунального комплекса в Свердловской области» согласованы организациям коммунального комплекса Свердловской области производственные программы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов и утверждены соответствующие им тарифы. В тарифах на услуги по утилизации твердых бытовых отходов не учтена плата за размещение отходов производства и потребления, в том числе имеются утвержденные тарифы и для ответчика (т.1 л.д. 79-80, 81).
Однако в данном документе суждений о том, что указанную деятельность ответчик имеет право вести без соблюдения общих требований законодательства к таким видам деятельности, в том числе, без необходимой лицензии, не содержится.
Из этого следует, что лицо вправе осуществлять деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности лишь при наличии соответствующей лицензии, а также при наличии у него объекта размещения отходов; лицо, осуществляющее сбор и транспортирование отходов производства и потребления (перевозчик), не вправе осуществлять такую деятельность, в том числе, заключать договоры с собственниками отходов на оказание услуг по размещению отходов производства и потребления.
Также суд учитывает, что между ответчиком и собственниками жилых помещений для взимания платы должны быть договорные отношения.
В силу ст. ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации считается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Между тем доказательств того обстоятельства, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Талицкого городского округа, поручали ответчику оказать им услугу по утилизации ТБО суду не представлено.
В газете «Сельская новь» от 31.12.2014 года был опубликован проект договора на оказание услуг по утилизации отходов производства и потребления (т.1л.д.59).
Представленная в материалы дела копия квитанции за январь 2015 года на имя Л.Т.П., на обороте которой имеется проект договора, надлежащим образом не заверена, подлинник квитанции в судебное заседание не представлен. Данную копию суд находит ненадлежащим доказательством, а кроме того, данная квитанция касается отдельно стоящего жилого дома (т.1 л.д. 83).
Также не представлены подлинники и не заверены и копии договоров на оказание услуг по утилизации отходов производства и потребления от 11.02.2015 года с Р. Г.Ю., от 13.02.2015 года с Г. И.В., от 18.02.2015 года с М. М.П., от 21.01.2015 года Ф. С.И.(т.1 л.д. 81-87). Указанные копии суд также находит ненадлежащим доказательством, и также учитывает, что указанные договоры заключены собственниками жилых домов частного сектора, в отношении которого ответчиком сбор платы за утилизацию прекращен.
Представленные договоры касаются собственников домов индивидуальной застройки не могут быть распространены на собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
Также суду не представлено доказательств и оказания населению услуги по утилизации ТБО ответчиком.
Деятельность по утилизации представляет собой использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Доказательств, что такие виды работ ответчиком производятся, суду не представлено.
Также не представлено доказательств и проведения работ по захоронению отходов, то есть изоляции отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Из договора об оказании услуг № 1 от 09.01.2014г. следует, что ООО «Агропромхимия» - исполнитель и МУП ТГО «Теплосетевая компания» - заказчик, заключили договор, по которому исполнитель обязуется по заявке заказчика оказать услуги на свалке ТБО в г. Талица, включая перемещение и буртовку ТБО, расчистку мусора на подъездной дороге к свалке ТБО, с использованием спецтехники: трактора-бульдозера Т-1790 и автомобиля КАМАЗ (т.1 л.д. 97-99).
Также в материалы дела представлены счета-фактуры и акты, из которых следует, что ответчику предоставляются услуги трактора Т-170 по перемещению и буртовке ТБО на свалке г. Талица (т.2 л.д. 35-38).
Из выписки из журнала МУП ТГО «Теплосетевая компания» о приеме ТБО от Талицкой автобазы следует, что на свалку г. Талица ежедневно поступает около 17 м3 бытового и производственного мусора (т.2 л.д. 39-44)
Анализ указанных работ позволяет отнести их не к утилизации, захоронению, а к деятельности по сбору, хранению и размещению ТБО.
При указанных обстоятельствах направление квитанций населению г. Талица и Талицкого городского округа квитанций на оплату услуг по утилизации твердых бытовых отходов с декабря 2014 года по май 2015 года является незаконным.
В силу ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей", орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
(часть первая в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения основного иска, то и требование о доведении до сведения потребителей решение суда в 10- дневный срок со дня вступления решения и законную силу через средства массовой информации также подлежит удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска представители неопределенного круга лиц в силу закона были освобождены от уплаты государственной пошлины, то она подлежит уплате ответчиком.
Руководствуясь ст.ст.12,35,55,56, ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей Талицкого городского округа к Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплосетевая компания» о признании действий по предъявлению населению г.Талица и Талицкого городского округа квитанций на плату услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов незаконными, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП ТГО «Теплосетевая компания» о признании действий по взиманию платы за услуги по утилизации твердых бытовых отходов противоправными удовлетворить.
Признать действия МУП ТГО «Теплосетевая компания» по предъявлению населению г. Талица и Талицкого городского округа квитанций на оплату услуг по утилизации твердых бытовых отходов с декабря 2014 года по май 2015 года незаконными.
Обязать МУП ТГО «Теплосетевая компания» произвести перерасчет населению г. Талица и Талицкого городского округа по услуге утилизация твердых бытовых отходов с декабря 2014 года по май 2015 года, довести до сведения потребителей решение суда в 10- дневный срок со дня вступления решения и законную силу через средства массовой информации.
Взыскать с МУП ТГО «Теплосетевая компания» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Свердловской области (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Свердловской области) в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Гальберг Г.Ю.