В результате деятельности МУП «Смирныховское ЖКХ» происходит загрязнение атмосферного воздуха населенных мест выбросами из трубы и пыли при выбросе шлака от котельной №6, расположенной по адресу: пгт.Смирных, ул.60 лет СССР. Согласно экспертного заключения №ОИ/2-0887-18 от 24.12.2018 и протоколам лабораторных испытаний №№0149, 0220 от 20.12.2018 проведённых в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении возбужденного вы отношении ответчика, исследованные пробы атмосферного воздуха №№1-9 по определяемым показателями в 9-ти указанных точках соответствуют требования п.п.2.1, 2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области, действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось с иском к муниципальному унитарному предприятию «Смирныховское Жилищно-Коммунальное Хозяйство» о прекращении нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности опубликовать решение суда
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» мая 2019 года пгт.Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Михайловой О.А.
при секретаре – Карабанове А.А.
с участием
представителей истца – Даниловой Е.В., Петрунина С.И. действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы соединенного гражданского дела
по иску Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Смирныховское Жилищно-Коммунальное Хозяйство» о прекращении нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности опубликовать решение суда
по иску Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Смирныховское Жилищно-Коммунальное Хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области (далее Роспотребнадзор), действуя в интересах неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с иском к МУП «Смирныховское ЖКХ» о прекращении в отношении определенного круга потребителей противоправных действий выразившихся в нарушении требований п.п. 4.1.1, 4.2, 5.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к оборудованию качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п.2.5, 3.1, 3.2, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.17, 3.19 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п.п. 1.1, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 4.1, 4.5 СП 1.1.10-58-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)», возложении обязанности довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста через средства массовой информации (любым доступным способом по своему выбору).
В обоснование заявленных требований указано о том, что в результате деятельности ответчика происходит загрязнение атмосферного воздуха населенных мест выбросами из трубы и пыли при выбросе шлака от котельной №6, расположенной по адресу: пгт.Смирных, ул.60 лет СССР. Согласно экспертного заключения №ОИ/2-0887-18 от 24.12.2018 и протоколам лабораторных испытаний №№0149, 0220 от 20.12.2018 проведённых в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении возбужденного вы отношении ответчика, исследованные пробы атмосферного воздуха №№1-9 по определяемым показателями в 9-ти указанных точках соответствуют требования п.п.2.1, 2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Также Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области (далее Роспотребнадзор), действуя в интересах неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с иском к МУП «Смирныховское ЖКХ» о возложении обязанности в срок до 02 декабря 2019 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- пункта 4.1.1 СанПин 2.1.6.1031-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны котельной №6 МУП «Смирныховское ЖКХ»
- пункта 4.1.1 СанПин 2.1.6.1031-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - разработать и соответственно осуществлять планы организационно-технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам при работе котельной №6 в пгт.Смирных
- пункта 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - учесть источник выбросов пыли с качественной и количественной характеристикой, образующейся при очистке циклонами дымовых выбросов твердых частиц в проектных материалах нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП «Смирныховское ЖКХ» в инвентаризационном перечне источников выбросов котельной №6
- пунктов 3.1, 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - разработать технический регламент (проект) по сбору, хранению, перемещению и вызову отходов котельной №6,
- пунктов 2.5, 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» запретить сбор, временное размещение и накапливание на прилегающей к котельной №6 (территории, которая не передана МУП «Смирныховское ЖКХ» и не является производственной территорией) отходов производства в том числе от сжигания угля (шлака), пыли (после циклонов),
- пунктов 3.7, 3.8, 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» место хранения и производственные процесса по выгрузке пыли из циклонов оборудовать ветрозащитными сооружениями, защищать от воздействия атмосферных осадков и обеспечить средствами пылеподавления,
- пунктов 2.5, 3.2, 3.4, 3.7, 3.8, 3.17, 3.19 СанПиН 2.1.7. 1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - все процессы обращения с золошлаком и пылью после очистки дымовых выбросов проводить на специально подготовленных площадках с использованием средств пылеподавления,
- статьей 11, 32 Закона РФ №52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.п.4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 1.1., 2.1, 2.3, 2.4, 2.5., 2.6, 4.1.4.5 СП 1.1.10-58-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий)», разработать программу производственного контроля отходов производства и потребления, организовать и обеспечить проведение производственного контроля в том числе лабораторного за соблюдением санитарных правил за загрязнением атмосферного воздуха и обращением с отходами производства и потребления.
В обоснование заявленных требований указаны изложенные выше обстоятельства.
Определением суда от 29 апреля 2019 года указанные гражданское дела соединены в одно производство.
Определением суда от 28 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечена администрация МО ГО «Смирныховский».
В судебном заседании представители истца – Данилова Е.В., Петрунин С.И. действующие на основании доверенностей, наставали на удовлетворении исковых требований в полном объеме, дали пояснения, соответствующие изложенным выше обстоятельствам.
В судебное заседание представитель ответчика МУП Смирныховское ЖКХ» не явился о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в том числе в силу ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки не извещал, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в его отсутствии. Ранее в судебном заседании представители ответчика Самсонова А.Н. и Ткач А.А., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, поскольку в настоящее время шлак с территории котельной №6 вывезен полностью, ответчиком заключены договора об оказании услуг по вывозу шлака и по мере накопления он регулярно вывозится с территории. Кроме того, администрацией МО ГО «Смирныховский» не переданы ответчику какие-либо права на земельный участок, на котором расположена котельная №6. Требования ответчика направлены на проведение капитального ремонта помещений котельной №6, что не входит в компетенцию ответчика, так как котельная находится у него только в хозяйственном ведении. Кроме того, в производстве суда находится административное дело по иску прокурора Смирныховского района к МУП «Смирныховское ЖКХ» с аналогичными требованиями.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, согласно телефонограмме, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 3 федерального закона РФ от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст.1, 2 федерального закона РФ от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения поднимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.11, указанного выше закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 ст.22 федерального закона РФ от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительной для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществляем предпринимательской деятельности, при этом исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно ст.1 Закона о защите прав потребителей Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с которым исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
Как следует из устава МУП «Смирныховское ЖКХ» основными видами его деятельности является в том числе выполнение работ по беспрепятственному функционированию в отопительный сезон котельных и систем теплоснабжения Смирныховского района, производство, транспортировка и реализация тепловой энергии населению Смирныховского района (п.2.3)
При таких обстоятельствах, деятельность МУП «Смирныховское ЖКХ» в части оказания слуг по предоставлению тепловой энергии путем использования котельных и систем теплоснабжения подпадает под действие Закона РФ «О «О защите прав потребителей».
Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.6. атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха СанПиН 2.1.6.1032-01, утвержденные 17 мая 2001 года Главным государственным санитарным врачом РФ (далее СанПиН 2.1.6.1031-02) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации. Требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включаемые в государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, не должны противоречить настоящим санитарным правилам. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1031-02 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Согласно п.4.2.2 СанПиН 2.1.6.1031-02 при разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
В соответствии с п. 4.2.4 СанПиН 2.1.6.1031-02 для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться в том числе инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
В соответствии с п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1031-02 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Почва. Очистка населенных мест. Отходы производства и потребления. Санитарная охрана почвы» СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 (далее СанПиН 2.1.7.1322-03) устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Согласно п.3.1 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
В соответствии с п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Согласно п.2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 различают следующие основные способы складирования:
- временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);
- временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
- складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
- складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.
Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается:
- на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
- на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
- на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно п.3.8 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.
В силу п.3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Санитарные правила сп 1.1.1058-01. Правила и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные главным государственным санитарным врачом рф 01.07.2001 (далее СП 1.1.1058-01) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований. (п.1.1).
В силу п. 2.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу п.2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
В силу п. 2.3 СП 1.1.1058-01 Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
В соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
(пп. "б" в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Согласно п.2.5 СП 1.1.1058-01 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Согласно п.2.6 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Согласно п. 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:
а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1 - 4 классов опасности; биологический фактор).
Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1 - 4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).
Согласно п. 4.5 СП 1.1.1058-01 при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.
В ходе административного расследования, проведенного истцом по обращению потребителя ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ответчиком в нарушение требований действующего законодательства происходит загрязнение атмосферного воздуха населенных мест выбросами из трубы и пыли при выброске шлака от котельной №№ МУП «Смирныховское ЖКХ», расположенной по адресу: <адрес>, проведен осмотр прилегающей к данной котельной территории. В ходе осмотра установлено, что на прилегающей к котельной территории в непосредственной близости расположены одно-двух и трехэтажный жилые доме, школа-интернат «Радуга» нежилые строения, ближайший дом находится на расстоянии 17,5 метров. С южной стороны котельной производиться золо(шлако) удаление отходов шлака из котельной в траншею глубиной около 2-х метров и длиной около 10-ти метров. Отходы процесса сжигания угля (шлак) сбрасываются в траншею без использования средств пылеподавления, а далее после остывания шлака, он перемещается на необорудованную для этого открытую площадку также без использования средств пылеподавления, расположенную с южной стороны от котельной на расстоянии около 50-ти метров. Площадка складирования и временного накопления (хранения) отходов сжигания угля (шлака) занимает площадь около 200 кв.м. (шириной с востока на запад около 10 метров длиной с севера на юг около 20 метров) и высота накопленного шлака составила около 3,5 метра в центре. С западной стороны котельной на расстоянии около 5-7 метров находится установленная дымовая труба котельной и пылегазоочистительные установки (циклоны) для очистки отработанных газов котельной, а рядом с циклонами открытые котлованы для сбора пыли и выгрузке ее из циклонов, которые не оборудованы ветрозащитными сооружениями защищенными от воздействия атмосферных осадков и не обеспечены средствами пылеподавления, без проведения проведений специальной подготовки ложа котлована для сбора пыли. На расстоянии около 10-12 метров с западной стороны от котельной на расстоянии около 100 метров с севера на юг пролегает дорога шириной около 7-8 метров движения транспорта, погрузки и выгрузки отходов, образующихся при очистке циклонами дымовых выбросов от твердых частиц (пыли), которые извлекаются экскаваторами из котлованов и перемещают грузовыми автомобилями без пользования средств пылеподавления на площадку для складирования временного накопления (хранения) отходов с южной стороны котельной. Далее на запад от дороги для рейсирования транспорта на расстоянии около 10-15 метров находятся огражденные земельный участка с частными домами по <адрес> в <адрес>. Вся прилегающая территория с западной стороны от котельной по дороги для рейсирования транспорта, сама дорога и территория возле нее к западу, территория прилегающая к котловану участка золошлакоудаления и дорога с прилегающей территорией перемещения шлака к площадке для складирования и временного накопления (хранения) отходов с южной стороны котельной засыпаны толстым слоем (в разных местах от нескольких сантиметров до десятков сантиметров) отходов шлака и пыли после очистки циклонов. Во время проведения осмотра проводились процесса передвижения /обращения отходов без использования средств пылеподавления на прилегающей территории к котельной №. В результате передвижения отходов при работе транспортных средств на несколько десятков метров вокруг было поднято пылевое облако, состоящее из отходов шлака и пыли после очистки циклонов, которое длительное время не рассеивалось и не осаждалось на землю, при этом через пылевое облако еле просматривались окружающие предметы.
Из объяснения директора МУП «Смирныховское ЖКХ» ФИО7 и начальника ПТО МУП «Смирныховское ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что они оспаривали факт использования территории возле котельной № под промышленную площадку и площадку для складирования и временного накопления (хранения) отходов производства от сжигания угла (шлака) без наличия каких-либо подтверждающих документов на данный земельный участок, и не оспаривали указанные выше обстоятельства.
Согласно сообщению МУП «Смирныховское ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ у него отсутствуют разработанные планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам при работе котельной № пгт.Смирных, выполнению требований к обращению отходов производства и потребления, мест сбора и производственных процессов котельной №, отсутствует программа производственного контроля загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов котельной № пгт.Смирных, нет результатов проведения производственного контроля по соблюдению ПДВ, отсутствуют документы по земельному участку производственной зоны котельной №, отсутствуют сведения по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны котельной №.
Исходя из договора от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.69-73) следует, что администрация МО ГО «Смирныховский» как собственник передала в хозяйственное ведения МУП «Смирныховское ЖКХ» муниципальное имущество, в том числе котельную №, в котором она находится до настоящего времени
Также указанные выше обстоятельства, подтверждаются протоколами об административных правонарушениях №№ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями № и № о назначении административных наказаний от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Смирныховское ЖКХ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и в отношении директора МУП «Смирныховское ЖКХ» ФИО7, за совершение аналогичного административного правонарушения.
Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса, подтверждаются иными материалами дела: жалобой ФИО8, материалами дела об административных правонарушениях с фотоматериалами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что МУП «Смирныховское ЖКХ» допускает следующие нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства:
- в нарушение п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 при отсутствии санитарно-защитной зоны котельной № МУП «Смирныховское ЖКХ» не обеспечены работы по ее проектированию, организации и благоустройству, не разработаны и не осуществляются планы организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качестве атмосферного воздуха санитарным правилам при работе котельной № пгт.Смирных,
- в нарушение п.4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 в проектных материалах нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП «Смирныховская ЖКХ», в инвентаризационном перечне стационарных источников выбросов котельной № не учтен источник выбросов пыли с качественной и количественной характеристикой, образующейся при очистке циклонами дымовых выбросов от твердых частиц,
- в нарушение п.п 3.1., 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 отсутствует технический регламент (проект) по сбору, хранению, перемещению и вывозу отходов котельной №,
- в нарушение п.2.5., 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 отходы производства в том числе от сжигания угля (шлака) пыли (после циклонов) собираются, временно размещаются и накапливаются на прилегающей к котельной №№ территории, которая не передана МУП «Смирныховское ЖКХ» и не является производственной территорией,
- в нарушение п.3.7., п.3.8., п.3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 с учетом того, что с целью очистки дымовых выбросов от твердых частиц, предусмотрены циклоны, сброс пыли осуществляется в котлован, вырытый рядом с установленными циклонами, которые не прошел специальную подготовку ложа, в котловане осуществляется накопление пыли, место для хранения и производственных процессов по выгрузке пыли из циклонов не оборудовано ветрозащитными сооружениями, не защищены от воздействия атмосферных осадков и не обеспечены средствами пылеподавления,
- в нарушение п.2.5, п.3.2, п.3.4, п.3.7, п.3.8, п.3.17, п.3.19 СанПиН 2.1.7.1322, с учетом того, что вывоз золошлака и пыли после очистки дымовых выбросов с территории котельной № осуществляется по мере накопления, и погрузка данных отходов в автотранспорт осуществляется при помощи погрузчика и бульдозера, все процессы обращения с данными сыпучими мелкодисперсными отходами (при предварительном перемещении, пересыпании, погрузки, транспортировки, выгрузки) на котельной № проводятся не на специально подготовленных площадках без использования средств пылеподавления, сопровождаются поступлением в атмосферный воздух большого количества загрязняющих веществ, которые длительное время не оседают на поверхность, а рассеиваются по направлению ветра по прилегающей территории, в том числе территории жилой застройки,
- в нарушение ст.11, 32 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, п.п. 1.1, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 4.1, 4.5 СП 1.1.10-58-01 отсутствует (не разработана) программа производственного контроля в части загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов котельной № и обращения отходов производства потребления, не организованно и не обеспечено проведение производственного контроля в том числе лабораторного за соблюдением санитарных правил за загрязнением атмосферного воздуха и обращением с отходами производства и потребления.
Как было указано выше, факт совершения указанных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства также подтверждается вступившим в законную силу постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах, от 24.01.2019 года о привлечении к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ, которое суд в соответствии с ч.4 ст.1, ч.4 ст.61 ГПК РФ принимает во внимание.
При таких обстоятельствах МУП «Смирныховское ЖКХ» нарушает права неопределенного круга потребителей на безопасность для жизни, здоровья и имущества от получаемой от него услуги. Данные нарушения в виде функционирования в отопительной сезон котельной № расположенной в <адрес> с нарушением санитарных требований свидетельствуют, что безопасность оказания услуги потребителю не обеспечена и несет потенциальную угрозу оказания вредного воздействия атмосферного воздуха на человека.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей", орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которое приводит к загрязнению атмосферного воздуха, нарушает конституционное право на благоприятную окружающую среду, что в свою очередь может привести к загрязнению окружающей среды, и причинить вред жизни и здоровью человека.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание длительность нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, социальную значимость устранения выявленных нарушений, суд находит возможным согласиться со сроком исполнения решения суда, предложенным истцом, определив его до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, удовлетворяя исковые требования суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 322).
Согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два или более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Фактически определить конкретный круг лиц, потребителей в спорных правоотношениях не представляется возможным, поскольку от указанных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства может пострадать любое лицо истец наделен правом обращения в суд с данным иском, действуя в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителей ответчика о том, что шлак вывезен, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать, что удовлетворение исковых требований произведён к необходимости проведения капитального ремонта помещений котельной № суд не принимает во внимание, в связи с неверным определением ответчиком предмета спора.
Также суд принимает во внимание, что вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-№ по административному исковому заявлению прокурора Смирныховского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Смирныховское ЖКХ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения на МУП «Смирныховское ЖКХ» возложить обязанность в срок до 30 мая 2019 года вывезти с территорий котельных № №(пгт. Смирных, ул. 3-й Микрорайон, 27) и № 26 (пгт. Смирных, <адрес>) складированные отходы производства – угольный шлак. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что рассматриваемые по данному гражданскому делу требования не связан с указанными выше требованиями прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Смирныховское Жилищно-коммунальное Хозяйство» о прекращении нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности опубликовать решение суда – удовлетворить.
Обязать юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие «Смирныховское Жилищно-Коммунальное Хозяйство» муниципального образования городской округа «Смирныховский», ОГРН 1116507000194 прекратить в отношении неопределённого круга потребителей противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований п.п. 4.1.1, 4.2, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.5, 3.1, 3.2, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.17, 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п.п. 1.1, 2.1., 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 4.1, 4.5 СП 1.1.10-58-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий).
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Смирныховское Жилищно-Коммунальное Хозяйство» муниципального образования городской округа «Смирныховский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- пункта 4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны котельной № МУП «Смирныховское ЖКХ»
- пункта 4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - разработать и соответственно осуществлять планы организационно-технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам при работе котельной № в пгт.Смирных
- пункта 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - учесть источник выбросов пыли с качественной и количественной характеристикой, образующейся при очистке циклонами дымовых выбросов твердых частиц в проектных материалах нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП «Смирныховское ЖКХ» в инвентаризационном перечне источников выбросов котельной №
- пунктов 3.1, 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - разработать технический регламент (проект) по сбору, хранению, перемещению и вызову отходов котельной №,
- пунктов 2.5, 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - запретить сбор, временное размещение и накапливание на прилегающей к котельной № (территории, которая не передана МУП «Смирныховское ЖКХ» и не является производственной территорией) отходов производства в том числе от сжигания угля (шлака), пыли (после циклонов),
- пунктов 3.7, 3.8, 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» место хранения и производственные процесса по выгрузке пыли из циклонов оборудовать ветрозащитными сооружениями, защитить от воздействия атмосферных осадков и обеспечить средствами пылеподавления,
- пунктов 2.5, 3.2, 3.4, 3.7, 3.8, 3.17, 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - все процессы обращения с золошлаком и пылью после очистки дымовых выбросов проводить на специально подготовленных площадках с использованием средств пылеподавления,
- статьей 11, 32 Закона РФ № от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.п.4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 1.1., 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 4.1, 4.5 СП 1.1.10-58-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий)», разработать программу производственного контроля отходов производства и потребления, организовать и обеспечить проведение производственного контроля в том числе лабораторного за соблюдением санитарных правил за загрязнением атмосферного воздуха и обращением с отходами производства и потребления.
Возложить обязанность на муниципальному унитарное предприятие «Смирныховское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования городской округ «Смирныховский» довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста через средства массовой информации (любым доступным способом по своему выбору).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Михайлова
Решение суда в окончательной форме принято 31 мая 2019 года.
Судья О.А. Михайлова
10.02.2020 года директор МУП "Смирныховское ЖКХ№ обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда до 01.10.2020 года, обосновав свои требования тем, что отсутствовала возможность исполнения решения в полном объёме, поскольку для исполнения всех обязанностей объективно требуется время. Смирныховский районный суд Определением от 19.02.2020 предоставил МУП "Смирныховское ЖКХ" отсрочку исполнения решения Смирныховского районного суда Сахалинской области от 27.05.2019 в части устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства сроком до 01.10.2020 года